Группы

Проект «Мой город – Таганрог»

23

октября

2023

воспитатели:

Тертышная Е.А. Овчаренко Л.Б.

музыкальный руководитель:

Джафарова Е.В.

 

Проект для детей подготовительной группы «Мой город – Таганрог»

Вид проекта: творческий, информационный, познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный проект по патриотическому воспитанию (с 11.09.23 по 26.04.24).

Участники: дети подготовительной группы №7,  воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: Создать условия в ДОУ для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей, с помощью системы занятий формировать у детей дошкольного возраста знания об архитектуре, приобщать их к своей национальной культуре, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, знакомить с историей города Таганрога.

Задачи:

  1. Показать взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, целостность произведений и его частей в процессе изобразительно – творческой, конструктивной деятельности.
  2. Изучить и обобщить опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой как видом искусства.
  3. Формировать представление о средствах выразительности искусства архитектуры (цвете, форме, ритме и др.), ее связь с другими искусствами музыки, живопись и т.д.
  4. Воспитывать чувства национальной гордости, любви и уважения к культуре и быту своего народа.
  5. Развивать интерес к истории мировых памятников архитектуры.
  6. Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусства.
  7. Выстраивать содержание программы, как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Предполагаемые результаты:

  1. Проявление устойчивого интереса к истории и традициям родного города, его архитектуре, к произведениям местных композиторов, художников.
  2. Владение знаниями об исторических фактах истории нашего города, памятниках архитектуры города Таганрога.
  3. Проявлять нравственно-патриотические чувства к Родине.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (разработка проекта).

  • постановка цели и задач;
  • определение методов работы;
  • сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
  • работа по составлению этапов и плана по реализации проекта

2. Основной этап.

Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

3. Заключительный этап: соотнесение поставленных прогнозируемых результатов с получением обобщения материалов проекта.

Реализация основного этапа

Время проведения

Проводимая работа

Цели

 

Сентябрь

 

1 неделя

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр..

2. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической и художественной литературы.

3. Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями.

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ

Беседа «Крепости на Таганьем Роге»

Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?"              

Цель познакомить детей с историей возникновения города Таганрога, его военной историей и крепостями.

Познакомить детей с понятием крепость, как определенный вид здания, его структурой и особенностями.

Познакомить детей с историей создания города Таганрога. Знакомство с крепостью, как архитектурным сооружением со своими особенностями.

2 неделя

 

Занятие: «Троицкая крепость.»

Игра «Отгадай, какой это дом» Цель: описать характерные особенности задуманного дома.

Продолжать знакомить с историей Таганрога. Расширять представление детей об особенностях крепостей, на основе Троицкой крепости.

3 неделя

 

Беседа «Архитекторы крепостей»

 

П/и: «Найди, где спрятано»

Загадывание загадок по темам «Дома».

Продолжать знакомить с историей Таганрога. Составляем рисунок для будущей постройки крепостей.

Цель: развивать ловкость, координацию движений, развивать способность к саморегуляции.

 

Октябрь

 

4 неделя

Занятие: «Три крепости. (1)»

Д/игра «Найди пару».
Игра «Узнай по описанию».

Совместное с музыкальным руководителем:

Подготовка к празднику осенней ярмарки.

Создание макета местности в районе города Таганрога для строительства будущих крепостей.

5 неделя

Занятие: «Три крепости. (2)»

Игра «Отгадай, какой это дом» Цель: описать характерные особенности задуманного дома.

Загадывание загадок по темам «Дома».

Развиваем конструктивные навыки, пространственное мышление. Строительство крепостей на раннее созданном макете местности.

6 неделя

Занятие: «Три крепости. (3) Роща Дубки»

Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?"              

Загадывание загадок по темам «архитектор, строитель».

Продолжаем работу над макетом по строительству крепостей. Знакомим с историей создания рощи Дубки.

7 неделя

Занятие совместное с музыкальным руководителем: «История крепости»

Просмотр видео и презентации о Троицкой крепости вместе с музыкальным руководителем.

Завершающее занятие раздела «Таганрог – город крепость». Обобщаем полученные знания. Продолжать знакомить с историей Таганрога.

 

Ноябрь

 

8 неделя

Занятие: «Город порт»

Д/игра «Найди пару».

Совместное с музыкальным руководителем: Проведение праздника «Таганрог-город купцов»

Познакомить детей с историей  города Таганрога, как крупнейшего внешнеторгового порта донского Приазовья.

9 неделя

Занятие с музыкальным руководителем: «Символы города».

Прослушивание гимна города.

Дать элементарные представления об истории  происхождение герба.

Развивать интерес к символике города.

10 неделя

Занятие: «Герб города»

Совместно с музыкальным руководителем прослушивание песен про Таганрог.

Развивать интерес к символике города.

Воспитание патриотических чувств через художественное восприятие.

11 неделя

Занятие: «Что такое градостроительство?»

Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?"              

На примере развития города Таганрога познакомить детей с градостроительство, как видом архитектуры.

12 неделя

Занятие: «План города»

Д/игра «Найди пару».

Масте- класс для родителей и детей "Маленькие домики"

Познакомить детей с особенностями работы архитектора при планировании города. Учить соотносить чертежи и карту города.

 

Декабрь

 

13 неделя

Занятие: «Наш город. Макет. (1)»

Мастер- класс для родителей и детей "Маленькие домики"

Игра «Отгадай, какой это дом» Цель: описать характерные особенности задуманного дома.

Создание макета нашего города. Развиваем конструктивные навыки, пространственное мышление.

14 неделя

Занятие: «Наш город. Макет. (2)»

Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?"              

Создание макета нашего города. Продолжаем работать над созданием совместного макета города.

15 неделя

Занятие: «Город будущего.»

Развиваем воображение и творческое мышление. Рисуем город  будущего, как его представляют дети.

16 неделя

Развлечение совместно с музыкальным руководителем: "Путешествие по Таганрогу"

Просмотр видео и презентации вместе с музыкальным руководителем.

Завершающее занятие раздела «Таганрог – город порт». Обобщаем полученные знания.

 

Январь

 

17 неделя

Занятие: «Таганрог – музей под открытым небом»

Совместно с музыкальным руководителем:

Виртуальная экскурсия «Путешествие по Таганрогу сквозь эпоху»

Познакомить детей с историей  города Таганрога, как города, в котором собраны множество памятников архитектуры. 

18 неделя

Занятие: «Что такое стиль в архитектуре?»

Занятие с музыкальным руководителем: «Стиль в музыке».

Познакомить детей с понятием стиль в архитектуре, показать связь стиля со временем.

19 неделя

Занятие: «Стиль классицизм в Таганроге.»

Совместно с музыкальным руководителем:

Проведение мероприятия «Наш соотечественник А. П. Чехов.»

Познакомить детей со стилем классицизм на примере памятников архитектуры города Таганрога.

 

Февраль

 

20 неделя

Занятие: «Дома в стиле классицизм. Театр.»

Д/игра «Найди пару».

Составляем чертеж для театра по заданному условию строительного заказа, учитывая вид здания (жилое, общественное, промышленное).

21 неделя

Занятие: «Стиль модерн в Таганроге»

Познакомить детей со стилем модерн на примере памятников архитектуры города Таганрога. Продолжать знакомить с историей Таганрога.

22 неделя

Занятие: «Музей градостроительства и быта»

Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?"              

Учить давать оценку, произведенную на основании использованных средств выразительности (гармония формы, цвета, пропорции, декора).

23 неделя

Занятие: «Стиль эклектика в Таганроге»

Познакомить детей со стилем эклектика на примере памятников архитектуры города Таганрога. Продолжать знакомить с историей Таганрога.

 

Март

 

24 неделя

Занятие: «Художественная галерея»

Игра «Отгадай, какой это дом» Цель: описать характерные особенности задуманного дома.

Тренировать создавать аппликацию, соблюдать элементы декора и стиля.

25 неделя

Занятие совместно с музыкальным руководителем: «Дома нашего города»

Просмотр видео и презентации вместе с музыкальным руководителем.

Продолжать знакомить с историей Таганрога. Учить отличать дома разных стилей.

26 неделя

Занятие совместно с музыкальным руководителем: «Дома интересных людей. Дом Чайковского»

 

Продолжать знакомить с историей Таганрога. Интересными домами и его жителями их историей.

27 неделя

Занятие: «Дома интересных людей. Дворец Элфераки»

совместно с музыкальным руководителем:

прослушивание музыки из истории дома Алфераки.

Продолжать знакомить с историей Таганрога. Интересными домами и его жителями их историей.

 

Апрель

 

28 неделя

Занятие: «Дома интересных людей. Домик Дурова»

Продолжать знакомить с историей Таганрога. Интересными домами и его жителями их историей.

29 неделя

Занятие: «Архитекторы»

Создание выставки детских рисунков домов нашего города.

Поощрять детей придумывать собственные дома, относящиеся к определенному стилю. Развиваем воображение и творческое мышление.

30 неделя

Занятие: «Викторина архитектурных стилей.»

Учить детей различать здания разных стилей, соотносить таблицы-схемы к иллюстрациям определенных зданий, составлять свои таблицы-схемы к заданным стилям.

31 неделя

Развлечение совместно с музыкальным руководителем:

Обобщаем знания полученные в течение проекта. Подводим итоги знакомства детей с искусством архитектуры.

 

  1. Конспект НОД для подготовительной группы «Крепости на Таганьем Роге»

Цель: Познакомить детей с историей создания города Таганрога.

Задачи:

  1. Знакомство с крепостью, как архитектурным сооружением.
  2. Выявление особенностей крепости и ее отличительных особенностей.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных крепостей, изображение карты города Таганрога с изображение чертежа нахождения Троицкой крепости.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами познакомимся с историей основания нашего родного города Таганрога.

В 1696 году по приказу Петра I началось строительство гавани и крепости на Таганьем Роге.

- Скажите знаете ли вы, что такое крепость?

(Ответы детей)

Крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде. Лишь с изобретением новых видов вооружения и применением новой тактики ведения боя значимость крепостей как основных оборонительных пунктов ослабла.

К первым крепостным сооружениям можно отнести земляные валы, ряды из частокола, которым огораживались небольшие поселения. Некоторые первобытные крепости устраивались на холмах, позднее перед крепостной стеной появляются рвы с водой. С развитием военного дела и строительства, крепости меняли очертания.

Классическая крепость состояла из башен (круглого или квадратного сечения), соединённых крепостной стеной с бойницами.

Воспитатель показывает изображения различных крепостей обсуждая их с детьми.

Инженер Лаваль, руководивший до этого работами по укреплению Азова, заложил шанец на Петрушиной косе. В следующем, 1698 году, пушкарский приказ сместил Лаваля и решил строить крепость в устье Миусского лимана (будущая Семеновская крепость). Этими работами руководили барон Боргсдорф, Траузен и датчанин Юрий Франк. В дальнейшем, это решение так же было признано не вполне правильным. Началось планомерное строительство Троицкой крепости на месте нынешнего Таганрога. В дополнение к этим укреплениям были возведены Павловская крепость в устье Миуса и крепость Черепаха (в настоящее время находится под отвалами металлургического завода). Между ними был возведен Петровский вал. Этими работами руководил будущий генерал-адмирал Федор Апраксин.

Проводится физкультминутка.

Воспитатель показывает изображения изображение старой карты Таганрога и Троицкой Крепости.

Уже в это время Таганрог был достаточно крупным для юга России того времени населенным пунктом. Он стал местом общероссийской каторги, поэтому его население быстро возрастало. В 1711 году в городе насчитывалось 8 тысяч постоянных жителей. Здесь работал архитектор Осип Старцев. Город строился по заранее разработанному плану. Планировка улиц внутри крепости была радиально-концентрической с главной площадью в центре. В слободах за крепостным валом селились рабочие люди.

Бурная строительная деятельность Петра I была прервана неудачным Прутским походом 1711 года. По перемирию того же года Россия оставляла Троицкую и окружающие ее крепости. Таганрогские земляные укрепления были срыты, а все постройки разрушены.

Только через 50 лет возобновилось освоение приазовского пограничья Российской империи. Оно велось по двум направлениям: восстановление и реконструкция старых крепостей – Азовской, Троицкой и прилегающей к ней сооружений на Миусском полуострове, а так же строительство новых военных объектов.

От периода военного форпоста в Таганроге остались солдатские казармы на переулке Полуротном, да остатки валов Троицкой крепости в районе того же переулка, которые застроены сейчас частной одноэтажной застройкой. В почти первичном состоянии сохранились валы другой крепости, Павловской, расположенной на северо-восточной окраине Догадайловки.

Подведение итогов.

Воспитатель:

- Что же такое крепость? Как называлась крепость находящаяся на месте Таганрога?? - Что мы сегодня узнали о нашем городе?

Ответы детей.

  1. Конспект НОД для подготовительной группы «Троицкая крепость»

Цель: Продолжать знакомить с историей Таганрога.

Задачи:

  1. Расширять представление детей об особенностях крепостей, на основе Троицкой крепости.
  2. Закреплять знания детей об особенностях крепостей и ее назначение.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных крепостей, изображение карты города Таганрога с изображение чертежа нахождения Троицкой крепости.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами продолжим знакомится с историей основания нашего родного города и поближе познакомимся с Троицкой крепостью.

Троицкая крепость (Троицк-на-Таганьем Роге) — фортификационное сооружение Русского государства, сооружённое на берегу Азовского моря на окончании мыса Таганий Рог. От Троицкой крепости ведёт свою историю Таганрог. Строилась с 1699 года, к весне 1709 года строительство в основном было закончено.

Троицкая крепость строилась в период 1699-1711 годов впервые в истории русского градостроительства по заранее разработанному плану, была земляной. Возводилась по проекту инженера фон Боргсдорфа, согласно личным указаниям Петра I значительно доработанному Рейнгольдом Трузиным. Строительство в основном было закончено к весне 1709 года.

Троицкая крепость представляла собой часть территории оконечности мыса в виде сегмента, обусловленного природными очертаниями «рога», огороженного земляным валом высотой около 8 метров и рвом глубиной около 5 метров протяжённостью около 3 км. В центре (по оси нынешней улицы Чехова) вал доходил примерно до до нынешнего Некрасовского переулка. Боковые стороны ломаными линиями спускались к обрыву, со стороны которого ограды не было. Здесь крутой обрыв представлял собой естественную преграду.

Воспитатель показывает изображения изображение старой карты Таганрога и Троицкой Крепости.

Воспитатель:

- На что похожа по форме Троицкая крепость? (ответы детей)

Проводится физкультминутка.

В крепостном валу были выстроены мощные оборонительные сооруженияː три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащённые пушками и гаубицами. Вдоль вала размещались казематы, пороховые погреба, казармы. Двое крепостных ворот — северные (Московские, Архангельские) и южные (Морские, Никольские) — тщательно охранялись. На случай осады с суши дополнительным препятствием служил сухой ров шириной 40 метров и глубиной 5 метров, вырытый вдоль всего вала.

Внутри крепостная территория имела радиально-лучевую планировку, объединённую центральной площадью. Здесь были построены: государев двор, городовые палаты, дома для начальных людей, Троицкая церковь (собор). Имелись склады, базар с лавками и кабаками, колодцы, печи для изготовления извести и т. п.

К середине 1711 года в пределах Троицкой крепости насчитывалось 206 каменных и 162 деревянных строения для размещения гарнизона и жителей на случай осады. Основная часть населения проживала вне крепости, в слободах. Артиллерийское оснащение Троицкой крепости в 1711 году состояло из 293 пушек и 40 гаубиц, помимо установленных в гавани и на острове Черепаха[1].

Согласно Прутскому мирному договору между Россией и Турцией крепость была разрушена в 1711-1712 годах.

Её возрождение стало возможным лишь в 1769-1770 годы. Однако, после присоединения Крыма к России в 1783 году Троицкая крепость потеряла своё предназначение и была упразднена по Указу Екатерины Великой в 1784 году, а корабли Азовской флотилии были переведены в Севастополь.

В дальнейшем Таганрог развивался как гражданский торговый порт. Постройки крепости использовались в различных целях, а затем постепенно были разобраны.

  1. Конспект НОД для подготовительной группы «Архитекторы крепостей» (1 занятие)

Цель: Продолжать знакомить с историей Таганрога.

Задачи:

  1. Расширять представление детей об особенностях крепостей, на основе Троицкой крепости.
  2. Закреплять знания детей об особенностях крепостей и ее назначение.
  3. Рисуем рисунки для будущей постройки крепостей.
  4. Развивать способность детей выделять и изображать на рисунке особенности крепости, как архитектурного сооружения.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных крепостей, изображение карты города Таганрога с изображение чертежа нахождения Троицкой крепости. Листы бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисточки.

Ход занятия.

Дети сидят за столами.

Воспитатель:

- Мы с вами много говорили о истории Таганрога и Троицкой крепости. Сегодня я предлагаю вам побыть на месте архитектора Троицкой крепости. Вы помните кто такой архитектор? (ответы детей)

(Архите́ктор — квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений).

Архитектор, прежде всего, придумывает будущее здание, создавая его изображение на бумаге, чертя чертежи по которым будут работать строители. 

Воспитатель:

- Я предлагаю вам нарисовать Троицкую крепость какой она могла-бы быть по вашему мнению. 

Дети приступают к рисованию. В середине занятия прерывается на физкультминутку.

Продолжая прошлое занятие, дети рисуют Троицкую крепость, воспитатель помогает по мере необходимости. В середине занятия проводится физкультминутка.

Подведение итогов.

Детские рисунки рассматриваются. Воспитатель предлагает детям рассказать о своем рисунке. Проводится обсуждение работ с детьми.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo