Группы
Проект «Мой город – Таганрог»
23
октября
2023
воспитатели:
Тертышная Е.А. Овчаренко Л.Б.
музыкальный руководитель:
Джафарова Е.В.
Проект для детей подготовительной группы «Мой город – Таганрог»
Вид проекта: творческий, информационный, познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный проект по патриотическому воспитанию (с 11.09.23 по 26.04.24).
Участники: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта: Создать условия в ДОУ для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей, с помощью системы занятий формировать у детей дошкольного возраста знания об архитектуре, приобщать их к своей национальной культуре, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, знакомить с историей города Таганрога.
Задачи:
- Показать взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, целостность произведений и его частей в процессе изобразительно – творческой, конструктивной деятельности.
- Изучить и обобщить опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой как видом искусства.
- Формировать представление о средствах выразительности искусства архитектуры (цвете, форме, ритме и др.), ее связь с другими искусствами музыки, живопись и т.д.
- Воспитывать чувства национальной гордости, любви и уважения к культуре и быту своего народа.
- Развивать интерес к истории мировых памятников архитектуры.
- Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусства.
- Выстраивать содержание программы, как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Предполагаемые результаты:
- Проявление устойчивого интереса к истории и традициям родного города, его архитектуре, к произведениям местных композиторов, художников.
- Владение знаниями об исторических фактах истории нашего города, памятниках архитектуры города Таганрога.
- Проявлять нравственно-патриотические чувства к Родине.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (разработка проекта).
- постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта
2. Основной этап.
Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
3. Заключительный этап: соотнесение поставленных прогнозируемых результатов с получением обобщения материалов проекта.
Реализация основного этапа |
||
Время проведения |
Проводимая работа |
Цели |
|
Сентябрь |
|
1 неделя |
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.. 2. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической и художественной литературы. 3. Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями. 2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ Беседа «Крепости на Таганьем Роге» Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?" |
Цель познакомить детей с историей возникновения города Таганрога, его военной историей и крепостями. Познакомить детей с понятием крепость, как определенный вид здания, его структурой и особенностями. Познакомить детей с историей создания города Таганрога. Знакомство с крепостью, как архитектурным сооружением со своими особенностями. |
2 неделя
|
Занятие: «Троицкая крепость.» Игра «Отгадай, какой это дом» Цель: описать характерные особенности задуманного дома. |
Продолжать знакомить с историей Таганрога. Расширять представление детей об особенностях крепостей, на основе Троицкой крепости. |
3 неделя
|
Беседа «Архитекторы крепостей»
П/и: «Найди, где спрятано» Загадывание загадок по темам «Дома». |
Продолжать знакомить с историей Таганрога. Составляем рисунок для будущей постройки крепостей. Цель: развивать ловкость, координацию движений, развивать способность к саморегуляции. |
|
Октябрь |
|
4 неделя |
Занятие: «Три крепости. (1)» Д/игра «Найди пару». Совместное с музыкальным руководителем: Подготовка к празднику осенней ярмарки. |
Создание макета местности в районе города Таганрога для строительства будущих крепостей. |
5 неделя |
Занятие: «Три крепости. (2)» Игра «Отгадай, какой это дом» Цель: описать характерные особенности задуманного дома. Загадывание загадок по темам «Дома». |
Развиваем конструктивные навыки, пространственное мышление. Строительство крепостей на раннее созданном макете местности. |
6 неделя |
Занятие: «Три крепости. (3) Роща Дубки» Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?" Загадывание загадок по темам «архитектор, строитель». |
Продолжаем работу над макетом по строительству крепостей. Знакомим с историей создания рощи Дубки. |
7 неделя |
Занятие совместное с музыкальным руководителем: «История крепости» Просмотр видео и презентации о Троицкой крепости вместе с музыкальным руководителем. |
Завершающее занятие раздела «Таганрог – город крепость». Обобщаем полученные знания. Продолжать знакомить с историей Таганрога. |
|
Ноябрь |
|
8 неделя |
Занятие: «Город порт» Д/игра «Найди пару». Совместное с музыкальным руководителем: Проведение праздника «Таганрог-город купцов» |
Познакомить детей с историей города Таганрога, как крупнейшего внешнеторгового порта донского Приазовья. |
9 неделя |
Занятие с музыкальным руководителем: «Символы города». Прослушивание гимна города. |
Дать элементарные представления об истории происхождение герба. Развивать интерес к символике города. |
10 неделя |
Занятие: «Герб города» Совместно с музыкальным руководителем прослушивание песен про Таганрог. |
Развивать интерес к символике города. Воспитание патриотических чувств через художественное восприятие. |
11 неделя |
Занятие: «Что такое градостроительство?» Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?" |
На примере развития города Таганрога познакомить детей с градостроительство, как видом архитектуры. |
12 неделя |
Занятие: «План города» Д/игра «Найди пару». Масте- класс для родителей и детей "Маленькие домики" |
Познакомить детей с особенностями работы архитектора при планировании города. Учить соотносить чертежи и карту города. |
|
Декабрь |
|
13 неделя |
Занятие: «Наш город. Макет. (1)» Мастер- класс для родителей и детей "Маленькие домики" Игра «Отгадай, какой это дом» Цель: описать характерные особенности задуманного дома. |
Создание макета нашего города. Развиваем конструктивные навыки, пространственное мышление. |
14 неделя |
Занятие: «Наш город. Макет. (2)» Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?" |
Создание макета нашего города. Продолжаем работать над созданием совместного макета города. |
15 неделя |
Занятие: «Город будущего.» |
Развиваем воображение и творческое мышление. Рисуем город будущего, как его представляют дети. |
16 неделя |
Развлечение совместно с музыкальным руководителем: "Путешествие по Таганрогу" Просмотр видео и презентации вместе с музыкальным руководителем. |
Завершающее занятие раздела «Таганрог – город порт». Обобщаем полученные знания. |
|
Январь |
|
17 неделя |
Занятие: «Таганрог – музей под открытым небом» Совместно с музыкальным руководителем: Виртуальная экскурсия «Путешествие по Таганрогу сквозь эпоху» |
Познакомить детей с историей города Таганрога, как города, в котором собраны множество памятников архитектуры. |
18 неделя |
Занятие: «Что такое стиль в архитектуре?» Занятие с музыкальным руководителем: «Стиль в музыке». |
Познакомить детей с понятием стиль в архитектуре, показать связь стиля со временем. |
19 неделя |
Занятие: «Стиль классицизм в Таганроге.» Совместно с музыкальным руководителем: Проведение мероприятия «Наш соотечественник А. П. Чехов.» |
Познакомить детей со стилем классицизм на примере памятников архитектуры города Таганрога. |
|
Февраль |
|
20 неделя |
Занятие: «Дома в стиле классицизм. Театр.» Д/игра «Найди пару». |
Составляем чертеж для театра по заданному условию строительного заказа, учитывая вид здания (жилое, общественное, промышленное). |
21 неделя |
Занятие: «Стиль модерн в Таганроге» |
Познакомить детей со стилем модерн на примере памятников архитектуры города Таганрога. Продолжать знакомить с историей Таганрога. |
22 неделя |
Занятие: «Музей градостроительства и быта» Дидактическая игра «Угадай, о каком доме я говорю?" |
Учить давать оценку, произведенную на основании использованных средств выразительности (гармония формы, цвета, пропорции, декора). |
23 неделя |
Занятие: «Стиль эклектика в Таганроге» |
Познакомить детей со стилем эклектика на примере памятников архитектуры города Таганрога. Продолжать знакомить с историей Таганрога. |
|
Март |
|
24 неделя |
Занятие: «Художественная галерея» Игра «Отгадай, какой это дом» Цель: описать характерные особенности задуманного дома. |
Тренировать создавать аппликацию, соблюдать элементы декора и стиля. |
25 неделя |
Занятие совместно с музыкальным руководителем: «Дома нашего города» Просмотр видео и презентации вместе с музыкальным руководителем. |
Продолжать знакомить с историей Таганрога. Учить отличать дома разных стилей. |
26 неделя |
Занятие совместно с музыкальным руководителем: «Дома интересных людей. Дом Чайковского»
|
Продолжать знакомить с историей Таганрога. Интересными домами и его жителями их историей. |
27 неделя |
Занятие: «Дома интересных людей. Дворец Элфераки» совместно с музыкальным руководителем: прослушивание музыки из истории дома Алфераки. |
Продолжать знакомить с историей Таганрога. Интересными домами и его жителями их историей. |
|
Апрель |
|
28 неделя |
Занятие: «Дома интересных людей. Домик Дурова» |
Продолжать знакомить с историей Таганрога. Интересными домами и его жителями их историей. |
29 неделя |
Занятие: «Архитекторы» Создание выставки детских рисунков домов нашего города. |
Поощрять детей придумывать собственные дома, относящиеся к определенному стилю. Развиваем воображение и творческое мышление. |
30 неделя |
Занятие: «Викторина архитектурных стилей.» |
Учить детей различать здания разных стилей, соотносить таблицы-схемы к иллюстрациям определенных зданий, составлять свои таблицы-схемы к заданным стилям. |
31 неделя |
Развлечение совместно с музыкальным руководителем: |
Обобщаем знания полученные в течение проекта. Подводим итоги знакомства детей с искусством архитектуры. |
- Конспект НОД для подготовительной группы «Крепости на Таганьем Роге»
Цель: Познакомить детей с историей создания города Таганрога.
Задачи:
- Знакомство с крепостью, как архитектурным сооружением.
- Выявление особенностей крепости и ее отличительных особенностей.
Оборудование: иллюстрации с изображением различных крепостей, изображение карты города Таганрога с изображение чертежа нахождения Троицкой крепости.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами познакомимся с историей основания нашего родного города Таганрога.
В 1696 году по приказу Петра I началось строительство гавани и крепости на Таганьем Роге.
- Скажите знаете ли вы, что такое крепость?
(Ответы детей)
Крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде. Лишь с изобретением новых видов вооружения и применением новой тактики ведения боя значимость крепостей как основных оборонительных пунктов ослабла.
К первым крепостным сооружениям можно отнести земляные валы, ряды из частокола, которым огораживались небольшие поселения. Некоторые первобытные крепости устраивались на холмах, позднее перед крепостной стеной появляются рвы с водой. С развитием военного дела и строительства, крепости меняли очертания.
Классическая крепость состояла из башен (круглого или квадратного сечения), соединённых крепостной стеной с бойницами.
Воспитатель показывает изображения различных крепостей обсуждая их с детьми.
Инженер Лаваль, руководивший до этого работами по укреплению Азова, заложил шанец на Петрушиной косе. В следующем, 1698 году, пушкарский приказ сместил Лаваля и решил строить крепость в устье Миусского лимана (будущая Семеновская крепость). Этими работами руководили барон Боргсдорф, Траузен и датчанин Юрий Франк. В дальнейшем, это решение так же было признано не вполне правильным. Началось планомерное строительство Троицкой крепости на месте нынешнего Таганрога. В дополнение к этим укреплениям были возведены Павловская крепость в устье Миуса и крепость Черепаха (в настоящее время находится под отвалами металлургического завода). Между ними был возведен Петровский вал. Этими работами руководил будущий генерал-адмирал Федор Апраксин.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель показывает изображения изображение старой карты Таганрога и Троицкой Крепости.
Уже в это время Таганрог был достаточно крупным для юга России того времени населенным пунктом. Он стал местом общероссийской каторги, поэтому его население быстро возрастало. В 1711 году в городе насчитывалось 8 тысяч постоянных жителей. Здесь работал архитектор Осип Старцев. Город строился по заранее разработанному плану. Планировка улиц внутри крепости была радиально-концентрической с главной площадью в центре. В слободах за крепостным валом селились рабочие люди.
Бурная строительная деятельность Петра I была прервана неудачным Прутским походом 1711 года. По перемирию того же года Россия оставляла Троицкую и окружающие ее крепости. Таганрогские земляные укрепления были срыты, а все постройки разрушены.
Только через 50 лет возобновилось освоение приазовского пограничья Российской империи. Оно велось по двум направлениям: восстановление и реконструкция старых крепостей – Азовской, Троицкой и прилегающей к ней сооружений на Миусском полуострове, а так же строительство новых военных объектов.
От периода военного форпоста в Таганроге остались солдатские казармы на переулке Полуротном, да остатки валов Троицкой крепости в районе того же переулка, которые застроены сейчас частной одноэтажной застройкой. В почти первичном состоянии сохранились валы другой крепости, Павловской, расположенной на северо-восточной окраине Догадайловки.
Подведение итогов.
Воспитатель:
- Что же такое крепость? Как называлась крепость находящаяся на месте Таганрога?? - Что мы сегодня узнали о нашем городе?
Ответы детей.
- Конспект НОД для подготовительной группы «Троицкая крепость»
Цель: Продолжать знакомить с историей Таганрога.
Задачи:
- Расширять представление детей об особенностях крепостей, на основе Троицкой крепости.
- Закреплять знания детей об особенностях крепостей и ее назначение.
Оборудование: иллюстрации с изображением различных крепостей, изображение карты города Таганрога с изображение чертежа нахождения Троицкой крепости.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами продолжим знакомится с историей основания нашего родного города и поближе познакомимся с Троицкой крепостью.
Троицкая крепость (Троицк-на-Таганьем Роге) — фортификационное сооружение Русского государства, сооружённое на берегу Азовского моря на окончании мыса Таганий Рог. От Троицкой крепости ведёт свою историю Таганрог. Строилась с 1699 года, к весне 1709 года строительство в основном было закончено.
Троицкая крепость строилась в период 1699-1711 годов впервые в истории русского градостроительства по заранее разработанному плану, была земляной. Возводилась по проекту инженера фон Боргсдорфа, согласно личным указаниям Петра I значительно доработанному Рейнгольдом Трузиным. Строительство в основном было закончено к весне 1709 года.
Троицкая крепость представляла собой часть территории оконечности мыса в виде сегмента, обусловленного природными очертаниями «рога», огороженного земляным валом высотой около 8 метров и рвом глубиной около 5 метров протяжённостью около 3 км. В центре (по оси нынешней улицы Чехова) вал доходил примерно до до нынешнего Некрасовского переулка. Боковые стороны ломаными линиями спускались к обрыву, со стороны которого ограды не было. Здесь крутой обрыв представлял собой естественную преграду.
Воспитатель показывает изображения изображение старой карты Таганрога и Троицкой Крепости.
Воспитатель:
- На что похожа по форме Троицкая крепость? (ответы детей)
Проводится физкультминутка.
В крепостном валу были выстроены мощные оборонительные сооруженияː три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащённые пушками и гаубицами. Вдоль вала размещались казематы, пороховые погреба, казармы. Двое крепостных ворот — северные (Московские, Архангельские) и южные (Морские, Никольские) — тщательно охранялись. На случай осады с суши дополнительным препятствием служил сухой ров шириной 40 метров и глубиной 5 метров, вырытый вдоль всего вала.
Внутри крепостная территория имела радиально-лучевую планировку, объединённую центральной площадью. Здесь были построены: государев двор, городовые палаты, дома для начальных людей, Троицкая церковь (собор). Имелись склады, базар с лавками и кабаками, колодцы, печи для изготовления извести и т. п.
К середине 1711 года в пределах Троицкой крепости насчитывалось 206 каменных и 162 деревянных строения для размещения гарнизона и жителей на случай осады. Основная часть населения проживала вне крепости, в слободах. Артиллерийское оснащение Троицкой крепости в 1711 году состояло из 293 пушек и 40 гаубиц, помимо установленных в гавани и на острове Черепаха[1].
Согласно Прутскому мирному договору между Россией и Турцией крепость была разрушена в 1711-1712 годах.
Её возрождение стало возможным лишь в 1769-1770 годы. Однако, после присоединения Крыма к России в 1783 году Троицкая крепость потеряла своё предназначение и была упразднена по Указу Екатерины Великой в 1784 году, а корабли Азовской флотилии были переведены в Севастополь.
В дальнейшем Таганрог развивался как гражданский торговый порт. Постройки крепости использовались в различных целях, а затем постепенно были разобраны.
- Конспект НОД для подготовительной группы «Архитекторы крепостей» (1 занятие)
Цель: Продолжать знакомить с историей Таганрога.
Задачи:
- Расширять представление детей об особенностях крепостей, на основе Троицкой крепости.
- Закреплять знания детей об особенностях крепостей и ее назначение.
- Рисуем рисунки для будущей постройки крепостей.
- Развивать способность детей выделять и изображать на рисунке особенности крепости, как архитектурного сооружения.
Оборудование: иллюстрации с изображением различных крепостей, изображение карты города Таганрога с изображение чертежа нахождения Троицкой крепости. Листы бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисточки.
Ход занятия.
Дети сидят за столами.
Воспитатель:
- Мы с вами много говорили о истории Таганрога и Троицкой крепости. Сегодня я предлагаю вам побыть на месте архитектора Троицкой крепости. Вы помните кто такой архитектор? (ответы детей)
(Архите́ктор — квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений).
Архитектор, прежде всего, придумывает будущее здание, создавая его изображение на бумаге, чертя чертежи по которым будут работать строители.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам нарисовать Троицкую крепость какой она могла-бы быть по вашему мнению.
Дети приступают к рисованию. В середине занятия прерывается на физкультминутку.
Продолжая прошлое занятие, дети рисуют Троицкую крепость, воспитатель помогает по мере необходимости. В середине занятия проводится физкультминутка.
Подведение итогов.
Детские рисунки рассматриваются. Воспитатель предлагает детям рассказать о своем рисунке. Проводится обсуждение работ с детьми.