Безопасность

Тема «Детям об огне и пожаре»

17

мая

2023

 

Занятия

Совместная деятельность

педагога и детей вне занятий

Ребёнок и социальный мир

Тема: “Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре” (образовательная область «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие»)

Цели: Обучающие: Рассказать детям о «добрых» и «злых» делах огня, познакомить с правилами пожарной безопасности

Воспитательные: Учить детей осторожному обращению с огнем, с электробытовыми приборами, с огнем на природе. Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.

Развивающая: Развивать навыки безопасного поведения при обращении с огнем в быту, в природе. Обучение творческому рассказыванию, составлению рассказа по картинке. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Рассказ воспитателя, сопровождаемый рассматриванием фотоиллюстраций.

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, “приручали” огонь, поселяя его в своих пещерах. Огонь помогал людям выжить: на нем готовили пищу, он спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками. Древние люди считали огонь божеством и поклонялись ему.

Проходили годы и века. Постепенно люди стали узнавать огонь лучше и лучше, многие загадки огня перестали быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу божества, но другом и помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. В огромных печах на хлебозаводе огонь печет для нас хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из нее делают трубы и станки, автомобили и самолеты... А автомобили и самолеты тоже движутся с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо, а горение - это жизнь огня.

Топливо сгорает в топках электростанций, и они производят электрический ток. Выходит, что ток и огонь - ближайшие родственники. Ток освещает наши дома и улицы, током “питаются” огромные заводы, все наши электроприборы.

Между прочим, наше Солнце – это тоже огонь! Оно – огромный раскаленный шар, в котором сгорают газы, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы и жизни на нашей планете.

Но огонь может быть не только другом, но и врагом, если обращаться с ним неосторожно, шутить и играть с огнем. Огонь может уничтожать целые деревни и города. Москва, например, частично или полностью выгорала около 60 раз! Древние деревянные города не раз страдали от пожаров. Самое страшное в пожарах не то, что сгорают дома, утварь, накопленное добро, а то, что в пожарах часто гибнут люди.

Причины пожара: дети играют со спичками и легковоспламеняющимися веществами - лаками, красками; оставленные без присмотра включенные электроприборы – телевизоры, утюги, электроплиты. Очень часто пожары возникают на детских новогодних праздниках - от хлопушек, петард, бенгальских огней, фейерверков. Нужно помнить, что их можно жечь только на улице, а не в квартире. Пожары могут возникнуть в жаркое лето в лесу или на поле даже от маленькой искорки от неисправного двигателя трактора или автомобиля, от брошенного окурка, от незатушенного туристами костра.

Для борьбы с пожарами созданы специальные команды: в городах это пожарные машины с экипажами, в сельской местности существует даже пожарная авиация.

2-я часть. Профессия – спасатели. Командная работа. Дети разделяются на подгруппы любым известным им способом (игра «Разрезные картинки», «Найди свою группу», произвольный порядок, считалочки). Если используется игра «Разрезные картинки», то в качестве таких картинок используются фотоиллюстрации, на которых изображены пожарные в разных ситуациях, врачи скорой помощи, выехавшие на пожар. В игре «Найди свою группу» можно использовать рабочие инструменты разных категорий спасателей.

Перед каждой командой ставится задача: рассказать о профессии людей, изображенных на фотоиллюстрациях  

Рассказ составляется коллективно: кто-то из детей его начинает, второй и третий продолжают, четвертый заканчивает. При необходимости воспитатель помогает детям, задавая вопросы.

3-я часть. Игра «Найди лишнее». Каждой команде предлагаются несколько картинок (4-5). Дети должны понять, какие общие признаки есть у картинок и исключить те изображения, которые этому признаку не отвечают.

4-я часть. Кроссворд с загадками. После отгадывания загадок воспитатель вписывает отгадки в нужные строки и в выделенном столбце дети читают слово «огонь». Эта часть занятия может быть как заключительной, так и вводной.

Игра

Реализация игрового проекта «Спасатели»

Игровой проект реализуется по четырем основным направлениям деятельности педагога: планомерное обогащение опыта детей, активизация проблемного общения педагога с детьми, передача детям игровой культуры, создание и обогащение игровой предметно-пространственной среды. Именно эти направления работы позволяют поддержать игровую и познавательную инициативу детей

1. Планомерное обогащение опыта детей

1.1. Рассматривание картинок из серии «Профессии» (врач – например, хирург, делающий операцию больному; медсестра, накладывающая повязку; слесарь с набором инструментов; милиционер; пожарный; скалолаз), иллюстраций в альбомах, где изображены люди разных профессий, имеющие отношение к службам спасения;

1.2. Беседы с детьми

Тема: “Огонь - наш друг или враг?”

Вопросы к беседе:

-     Расскажи, как и где работает огонь на пользу людям?

-     Почему огонь может быть опасен для людей? Когда это происходит?

-     В каких случаях неосторожное обращение с огнем приводит к пожарам?

-     Какие меры предосторожности должны предпринять туристы при разведении костра в лесу?

-     Какие меры предосторожности нужно предпринять дома в новогодние праздники при использовании свечей, фейерверков, бенгальских огней, петард?

-     Какие меры предосторожности нужно предпринять при пользовании электробытовыми приборами

-     Представьте, что вы почувствовали в случае запаха дыма или увидели огонь, пламя. Какая спасательная служба может помочь в данной ситуации? Как вызвать пожарную команду?

Тема: «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности?»

Вопросы к беседе:

-      Какие ты знаешь спасательные службы?

-      Представьте себе такую ситуацию: вы гуляли с мамой в парке, где было много народу, или ходили с ней за покупками в большой магазин, где тоже было многолюдно. Вы засмотрелись на клоуна или на красивую машину в отделе игрушек и потеряли маму. Кто сможет вам помочь? Какая служба необходима? По какому телефону можно вызвать милицию? Можно ли обращаться за помощью к посторонним, незнакомым людям?

-      Человеку внезапно стало плохо: он сильно заболел или получил травму. Иногда бывает так, что человеку нужна срочная неотложная помощь, иначе его можно не спасти. Кто придет к нему на помощь? По какому телефону можно вызвать врачей, чтобы они спасли человека?

-      Как вы думаете, а какими качествами должен обладать человек, чтобы работать в службе спасения?

-      Люди каких профессий должны работать в спасательной службе, чтобы оказать помощь всем нуждающимся?

1.3. Игровой тренинг «Телефон Службы спасения 101»

Цели: формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации – при возникновении пожара.

При проведении тренинга воспитатель ставит перед детьми проблемные ситуации, связанные с возникновением пожара. Дети предлагают различные варианты выхода из сложившейся ситуации, стараются общими усилиями разработать правила поведения при ее возникновении. Воспитатель обобщает ответы детей, формулирует четкий алгоритм, последовательность действий, старается проиграть ее с детьми.

1.4. Чтение художественной литературы

И.Холин. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.

П.Голосов. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

А. Жигулин. Пожары.

Е.Новичихин. Ноль-один.

С.Михалков. Дядя Степа.

С.Маршак. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.

Л.Орлова. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.

О.Иоселиани. Пожарная команда.

II. Передача игровой культуры ребенку

(Обучающие, досуговые, народные игры)

2.1. Дидактические игры на развитие мышления, внимания, памяти.

На этой неделе важно использовать дидактические игры, воспитывающие внимание, быстроту реакции, четкое исполнение правил.

Развитие элементарных математических представлений.

Тема: «Пожарная команда» (образовательная область «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)

Цели: Обучающие:

·       развивать навыки количественного и порядкового счета до 10 (или до 20);

·       развивать навыки счета двойками, тройками, пятерками;

·       развивать навыки ориентации в пространстве, умение определять направление от себя;

·       развивать навыки измерения объема условной меркой;

·       формировать знание о независимости объема жидкости от мерки; от величины мерки зависит лишь результат измерений.

·       продолжать обучать решению арифметических задач.

Развивающие: развивать логическое мышление детей и навыки логичного обоснования своего мнения.

Воспитательные: учить работать в команде, согласовывать свои действия со сверстниками

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Количественный и порядковый счет. Классификация по высоте (росту). Деление числа на части. Задание: посчитать, сколько человек в пожарной команде, расставить их по порядку, ранжировать по росту. В качестве пожарных можно использовать палочки Кюинзера или полоски бумаги разной длины. Рассмотреть, как можно «рассадить» пожарных одной команды в две или три машины.

2-я часть. Решение арифметических задач. Подгрупповая исследовательская работа. Дети разделяются на подгруппы произвольным образом. Дается задание: На пожар выезжает 12 пожарных. Сколько машин нужно, чтобы рассадить пожарных в каждую машину по двое, по трое, по четыре человека? Оперируя со счетными палочками, советуясь друг с другом, дети самостоятельно находят решение.

3-я часть. Пожарный комплект. Решение логической таблицы с недостающими элементами (одним или двумя), в которой в качестве элементов могут участвовать: брандспойт, пожарная каска, пожарная машина.  

4-я часть. Графический диктант, развивающий навыки ориентации на листе бумаги, или подвижная игра, когда команды прокладывают маршрут по группе, руководствуясь указаниями, составленными с помощью цифр и условных обозначений (стрелок) (два шага вправо, четыре вперед и т.д.).

5-я часть. Измерение объема воды условной меркой. Каждой подгруппе предлагаются сосуды разной формы – с водой и пустые для переливания, разные мерки (большие или маленькие мерные стаканчики) и дается задание – отмерить объём, необходимый для того, чтобы потушить пожар.

«Скажи наоборот» – для развития мышления, сообразительности; воспитание умения быстро подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы. В ходе игры ведущий называет слово, дети подбирают к нему синонимы (другие варианты – близкие по смыслу слова – синонимы «Скажи по-другому», эпитеты «Укрась слово»). Можно организовать как командную игру-соревнование.

«Кто больше назовет действий» – для развития мышления, сообразительности, активизация словаря. В ходе игры воспитатель называет профессию, дети перечисляют профессиональные действия. Можно построить игру наоборот: воспитатель называет действия, ребенок подбирает к нему профессию.

«Сколько раз в ладоши хлопну!» – игра на развитие активного внимания. В ходе игры, услышав определенное количество хлопков (от 1 до 4), дети принимают заранее условленную позу или выполняют заранее условленное движение.

«У зеркала» игра наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. В ходе игры дети встают парами (3-4 пары) (остальные дети – зрители), один ребенок в паре совершает какие-то действия, задача второго - повторить их в зеркальном отражении.

«Паровозик» игра для тренировки зрительно-пространственной памяти. В ходе игры несколько детей выстраиваются друг за другом, образуя «паровозик». Водящий смотри на них несколько секунд, затем отворачивается. «Вагончики» в «паровозике» меняются местами, задача водящего – назвать эти перемены.

 «Буквенное лото»на развитие у детей фонематического слуха, умение определять первый звук в слове; запоминание букв, развитие внимания и умения слушать. В ходе игры дети находят на своих игровых картах слова, начинающиеся на звук, соответствующую которому букву показывает ведущий. Буквы (пластиковые, или написанные на кусочках картона) достаются в произвольном порядке из непрозрачного мешочка. Усложнение: звук может быть не только в начале¸ но и в середине, и в конце слова.

2.2. Подвижные игры

На этой неделе используются игры на развитие у детей быстроты, в том числе скоростных качеств и быстроты реакции на соответствующий звуковой или цветовой сигнал, требующие сплоченности, действия в команде.

«Пожарные на ученье»

Дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4-5 шагов от нее в 3-5 колоннах (по числу пролетов стенки). На каждом пролете наверху  подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают на нее и звонят. Затем слезают и идут в конец колонны. Отмечают того, кто позвонил первым. Бегут следующие дети. Подсчитывается, в какой колонне больше выигравших.

Правила: влезать установленным способом (произвольно или чередующимся шагом); не пропускать перекладин; спускаться до конца, не спрыгивать.

Развитие речи.

Тема: «Огонь бывает разным» (образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»)

Цели: Обучающие:

Развитие словаря: упражнять детей в словообразовании огонь – огненный – огонёк – огниво; уголь – угольный – уголёк;  пожар – пожарный – пожарник – пожарище; отрабатывать глагольные формы (что может делать огонь?) и подбор эпитетов (каким бывает огонь?); объяснить значение многозначного слова «огненный»;

Звуковая культура речи: закреплять произношение и дифференциацию звуков «ж» и «ш», дифференциацию звуков «ч», «щ», «ш» и «ж»; формировать интонационную выразительность речи при пересказе.

Развитие связной, грамматически правильной речи: развивать монологическую речь путем пересказа рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Развивающие: развивать у детей понимание образного смысла пословиц

Воспитательные: воспитывать навыки совместной работы, коллективного рассказывания.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Введение в занятие. Игра «Волшебная палочка» на придумывание слов от слова «огонь», «пожар», на подбор эпитетов к слову «огонь» и подбор глагольных форм «что делает огонь?». Разделение на подгруппы.

2-я часть. Воспитание звуковой культуры речи. Пословицу «Не шути с огнем – обожжешься» используем для дифференциации звуков «ж» и «ш», даем характеристику этим звукам с помощью известной схемы (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый). Выкладываем схемы слов «искра», «пожар», «огонь», «спичка» - по подгруппам, оцениваем результат работы подгрупп.

3-я часть. Пословицы и поговорки об огне. Каждой подгруппе предлагается одна из пословиц и задание: рассказать, как дети понимают смысл этой пословицы

·         Огонь – не вода, охватит – не выплывешь!

·         Искру туши до пожара, беду отводи до удара

·         Упустишь огонь – не потушишь

·         Огонь хороший слуга, но плохой хозяин

·         И малая искра сжигает города

·         Маленькая спичка сжигает большой лес

·         Водой пожар тушат, а умом – предотвратят

Рассуждаем с детьми о применении пословицы «Дыма без огня не бывает»

4-я часть. Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»

«Дорожка препятствий»

В качестве препятствий могут быть различные пособия:  скамейки,  дуги,  барьеры, цели для метания. Порядок преодоления препятствий может быть любым, например, подлезть под несколькими дугами (рейками), пройти по гимнастической скамейке (или бревну), обежать набивные мячи (четыре мяча, положенных на расстоянии- 1 м один от другого), перепрыгнуть с места через две линии, проползти по гимнастической скамейке, пробежать с маленьким мячом (или мешочком с песком) 6—7 м и метнуть его в цель. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.

«Перенеси предметы»

Играют две команды. Они выстраиваются в колонны у стартовой черты. На земле чертят 4 круга (по 2 для каждой команды) (диаметром 50 см) – два – у стартовой черты, еще два – на расстоянии 8-10 м от первых. В один круг ставят несколько (3-4) разных предметов (кегли, кубики, игрушки), другой остается свободным. По сигналу взрослого ребенок начинает переносить предметы по одному из одного круга в другой. Как только он перенес все предметы, он встает в конец колонны, в игру вступает второй член команды и т.д.

Другой вариант игры: в первый круг, находящийся у стартовой черты, помещается столько предметов, сколько играющих детей в каждой команде. В каждой команде одинаковое число играющих. Задача: команда должна перенести все предметы из ближнего круга в дальний. Дети по очереди берут по одному предмету и переносят во второй круг. Побеждает та команда, которая быстрей перенесет все предметы из одного круга в другой. 

«Парный бег»

Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубики и т.д.) по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей из колонн, взявшись за руки, бегут до стоящих впереди них предметов, огибают их и возвращаются в конец своих колонн. По следующему сигналу бегут вторые пары и т.д. Пара, разъединившая руки, считается проигравшей.

Игра-эстафета с бегом

«Весёлые соревнования»

Играющие становятся в 3-4 колонны-команды у общей черты на расстоянии 2-3 шагов одна от другой. В каждой команде одинаковое число играющих. Перед каждой колонной прочерчена дорожка из двух параллельных линий длиной 3 м (расстояние между линиями 20-25 см). Далее через дорожки проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70-80 см - “канавки”, а затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя первые дети бегут по дорожкам, перепрыгивают “канавки”, подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на землю. После этого они быстро возвращаются, касаются рукой следующего игрока своей команды и встают в конец своей колонны. Вторые и последующие игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись. Побеждает команда, быстрее и качественнее закончившая эстафету. За нечеткость выполнения этапов эстафеты можно начислять штрафные очки.

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

Тема:  «Пожарная машина» (образовательная область «Художественно-речевое развитие» в интеграции с образовательной областью «Речевое развитие»)

Цели:

Обучающие: учить детей рисовать пожарную машину, ее составные части: прямоугольный кузов, квадратная кабина, прямоугольный капот, круглые колеса, складная лестница; учить правильно подбирать цвета для изображения пожара, применять приемы влажного тонирования бумаги для получения нечетких границ между разными цветами; учить подбирать нужные цвета и гармонично их сочетать.

Развивавшие: развивать чувство цвета и композиции; творческое воображение детей.

Воспитательные: воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Чтение отрывка из рассказа Ильина М., Сегала Е. «Машины на нашей улице». Беседа по содержанию рассказа с использованием фотоиллюстраций с изображением пожарных машин

2-я часть. Изображение фона. Развитие навыка тонирования бумаги «по сырому» для получения размытых тонов голубого неба, белых облаков. Уже на этом фоне можем изобразить черный дым пожара- красно-желто-оранжевые языки пламени.

3-я часть. Изображение пожарной машины, её составных частей: прямоугольный кузов, квадратная кабина, прямоугольный капот, круглые колеса, складная лестница.

4-я часть. Рассказы детей о своих рисунках.


Развитие продуктивной деятельности

Рисование + Аппликация.

Тема:  «Пожар» (образовательная область «Художественно-речевое развитие» в интеграции с образовательной областью «Речевое развитие»)

Цели: Обучающие:  Учить детей нетрадиционным методам рисования. Учить сочетать различные техники рисования и элементы аппликации для получения выразительного образа. Продолжать учить детей симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной вдвое (в несколько раз), и вырезыванию по контуру. Развивать навыки работы с ножницами. Развивать чувство композиции.

Развивавшие: развивать чувство цвета и композиции; творческое воображение детей.

Воспитательные: воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Рассматривание репродукция картин Л.И. Соломаткина «Пожар в деревне» и «Пожар ночью в селе», Е.Е. Волкова «Пожар», Х.И. Олендорфа «Кремль во время пожара в Москве в сентябре 1812 года». В ходе беседы выясняем, с помощью каких изобразительных средств художники изображали пожар.

2-я часть. Изображение пожара в нетрадиционной технике. На лист бумаги наносится либо акварельная краска из тюбика, либо густая гуашь “пожарных” тонов - красного, оранжевого, желтого, черного дыма; затем лист накрывается прозрачной пленкой и разглаживается нажатием ладоней и пальцев. Для того, чтобы красиво расположить краски, добиться гармоничного их сочетания, дети могут корректировать движения ладоней. Затем пленка осторожно поднимается. Можно дополнить картину пожара изображением черного дыма, выполненного в технике обрывания, либо нарисованного углем.

3-я часть. На подсохший рисунок можно наклеить вырезанные из цветной бумаги силуэты дома, пожарной машины, пожарников.

 


Лепка «Пожарная команда»

Цели: Обучающие: Развитие навыков лепки фигуры человека в движении: пожарник держит брансбойд, пожарник карабкается по лестнице, пожарник бежит к машине и т.д.

Развивающие: Развивать чувство композиции, умение находить место для своей работы в общей композиции.

Воспитательные: воспитывать навыки коллективной работы, умение согласовывать свои действия со сверстниками, распределять работу.

Примерная организация образовательной деятельности.

1-я часть. Дети распределяют между собой работу, определяя кто и что будет лепить. Важно договориться и о том, что для общей композиции понадобится макет дома, в котором возник пожар. Изготовление этого макета может взять на себя воспитатель (возможно вместе с 1-2 детьми). Макет создается путём оклеивания коробочки (из-под духов, например) бумагой, приклеивания окон, двери, изображения признаков пожара.

2-я часть. Воспитатель напоминает детям, как можно изобразить фигуру человека в движении - отклонившегося назад, присевшего на одно колено, карабкающегося по лестнице. Дети вылепливают фигурки пожарных с учетом их рабочей одежды (например, на вылепленную из белого пластилина круглую голову дети затем «надевают» каску путем примазывания к «голове» желтого пластилина, раскатанного в тонкую пластину, от которой в процессе лепки убирается все ненужное).

3-я часть. Дети составляют из фигурок единую композицию, дополнив ее макетом дома (домов), пожарной машиной (игрушечной моделью или моделью, созданной из конструкторов).

 

Чтение и разучивание с детьми

Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра …

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

З. Шефнер

 

Загадки, которые можно использовать при проведении занятий, викторин, конкурсов

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лается;

Без зубов, а кусается.                   (Огонь)

Он поглощает всё вокруг,

Когда бушует, озверев.

А дома он – хороший друг,

Даёт и свет, и обогрев.               (Огонь)

Могу я кротким быть порой,

Ваш дом согрею я зимой.

Но коль со мной играть возьмутся –

Могу пожаром обернуться!        (Огонь)

Без нее не развести костра,

Без нее не растопить нам печь.

Маленький огонь ручной.

Только пальцы нужно поберечь.

Но с ней играть – опасная привычка,

Детям не игрушка – …               (спичка)

Спят мирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь.                      (Спички)

Это тёмный-тёмный дом,

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр.

           (Спички)

Жевать не жую, а всё поедаю.   (Огонь)

Они, как брызги от огня,

Всё норовят обжечь меня.       (Искры)

Его обычно разжигают.

Но тем же словом называют

Уют семейный, дом и кров,

Где есть забота и любовь           (Очаг)

Таять может, да не лёд.

Не фонарь, а свет даёт.             (Свеча)

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу.            (Свеча)

Пламя здесь стеной стоит,

Очень страшное на вид.

А вокруг – сильнейший жар.

Старый дом объял …              (пожар)

С гривой рыже-золотистой

Скачет конь по крыше быстрый.

Где промчится – угли, дым,

Пепел саваном седым.

Очень страшен, пышет жаром,

А зовется он …                   (пожаром)

Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут.

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать. (Костёр)

Вот тучи брызнули дождём,

Светло вдруг стало, словно днём.

Что ослепительно сверкает,

Гром оглушительный рождает?

В лесу деревья поджигает?   (Молния)

Если вдруг пожар случится,

Кто быстрее всех примчится

На машине ярко-красной,

Чтоб залить огонь опасный?

(Пожарный)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут …            (пожарный)

III. Создание развивающей предметно-пространственной среды

3.1. Атрибуты для игры

1.      Руль – для машины спасателей.

2.      Имитаторы «мигалок»-спецсигналов.

3.      Элементы костюмов спасателей; эмблемы, обозначающие принадлежность к той или иной спасательной службе или род профессиональной деятельности

4.      Инструменты для представителей разных профессий:

·         чемоданчик врача (имитаторы перевязочного материала, шин, зеленки или йода, игрушечный шприц и т.д.);

·         слесарные инструменты;

·        шланг и насос для пожарного и т.д.

3.2. Конструктивная деятельность по изготовлению атрибутов для сюжетной игры детей

Тема: «Пожарная техника» (работа с пластмассовыми конструкторами типа «Lego»)

Цели: Развивать навыки конструирования по схеме и  модели. Учить поиску новых конструктивных решений, поощрять творчество, инициативу.

Примерная организация образовательной деятельности.

Детям предлагаются либо фотографии сделанных из конструктора макетов домов, пожарных машин и машин скорой помощи, раздвижных лестниц, пожарных насосов, либо схемы изготовления этих поделок. Разделяясь на подгруппы по 3-4 человека, они выбирают модель, которую будут конструировать, согласовывают свои действия, выполняют ее. Воспитатель оказывает помощь только в том случае, когда дети об этом просят, отмечает интересные конструктивные решения. Все модели объединяются в один макет, в котором будут присутствовать различные дома, пожарная машина, фигурки пожарных и т.д.

Примечание: В старшем возрасте дети должны более активно пользоваться предметами- заместителями. Поэтому некоторую атрибутику нужно постепенно заменять разнообразными полифункциональными предметами, дабы активизировать творческий подход к игре и стимулировать фантазию детей, развивать их творческое воображение.

 

IV. Активизация проблемного общения взрослого с детьми

4.1. Примерный перечень игровых тем

·         «Срочный вызов на пожар»

·         «Врачи «Скорой помощи»

4.2. Примерные варианты привлечения детей к игре

1 вариант: «Срочный вызов на пожар»

Воспитатель рассказывает о сводке новостей, которую слышал утром по телевизору. В одном из жилых домов произошел пожар из-за неосторожного обращения людей с огнем. Рассказывает о профессиональной работе спасателей-пожарных. Прежде всего они эвакуировали из здания людей, чтобы никто не задохнулся в дыму, не получил ожогов от огня. Только потом они приступили к тушению пожара. Его удалось быстро ликвидировать, потому что каждый пожарник знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира была на третьем этаже.

Воспитатель предлагает детям создать такую же слаженную пожарную команду. Вначале он берет на себя роль командира этой команды, помогает распределить обязанности. Командир может «пострадать» во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи» увозят в больницу – сюжет расширяется, обогащается, инициатива в игре переходит к детям. Воспитатель может подсказать еще один поворот сюжета – пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или залиты водой во время тушения пожара, нужно где-то временно разместить, предоставить им жилье, помочь им отремонтировать квартиры и т.д. 

2 вариант: «Врачи «Скорой помощи»

Воспитатель рассказывает детям о случае, которому он сам был свидетелем: в парке пожилому человеку стало плохо, случился сердечный приступ. К счастью, у кого-то из прохожих оказался мобильный телефон, он позвонил по телефону «03» и вызвал врачей-спасателей. Машина «Скорой помощи» приехала очень быстро, пострадавшему сделали уколы, уложили на носилки и увезли в больницу. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в каких жизненных ситуациях им помогли врачи «Скорой помощи», и разыграть эти сюжеты. В частности, в соответствии с темой недели актуальным станет сюжет «Врачи «Скорой помощи» на пожаре».

4.3. Театрализованная игра

Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом»

Работа в книжном уголке

Рассматриваем фотоиллюстрации, раскрывающие две стороны огня: добрые дела огня – работа сталеваров, мартеновская печь, хлебопёки, туристы у вечернего костра, работа турбин электростанции, печка в деревенском доме.

Затем, в противовес, рассматриваем фотоиллюстрации или картинки, показывающие, что огонь может быть и врагом людей: лесной пожар, пожар в жилом доме, работа пожарной машины, больные в ожоговом отделении. Обсуждаем с детьми эти иллюстрации, беседуем о каждой из них.

Можно использовать для работы в книжном уголке картины художников:

А.К. Денисов-Уральский. «Лесной пожар» и «Картины Урала»

Л.И. Соломаткин. «Пожар в деревне» и «Пожар ночью в селе»

Е.Е. Волков «Пожар»

Х.И. Олендорф. «Кремль во время пожара в Москве в сентябре 1812 года» и «Пожар Москвы в 1812 году»

С. Андрияки «Пожар в Манеже. 2004 год»

В. Ташковский. «Конь-огонь»

Ю. Соколов. «Живой огонь»

Цай Джи. «Огненная лошадь»

О. Рууд. «Согревающий огонь»

 

Коллекционирование

Вместе с детьми можно собрать коллекцию фотоиллюстраций об огне и пожаре, о труде пожарных. В коллекции могут быть рубрики: «Добрые дела огня», «Огонь опасен», «Что может стать причиной пожара?», «Профессия – пожарный», «Репродукции картин художников об огне и пожаре»


Мастерская

Изготовление плакатов на тему «Не играйте с огнем»

Можно организовать как подгрупповую работу с детьми. Дети разделяются на подгруппы по 4-5 человек, совместно продумывают идею плаката, отбирают необходимые материалы для работы (краски, цветную бумагу, клей, маркеры, фломастеры, карандаши и т.д.). Замысел воплощается на листе бумаги формата А3. Участие воспитателя: на этапе создания идеи плаката – только по просьбе детей; на этапе воплощения замысла – в виде подсказок на тему «Как сделать изображение более выразительным». Но и здесь воспитатель старается уйти от прямых подсказок, напомнить детям, как они рисовали другие рисунки, создавали другие аппликации на самые разные темы, и какие при этом применяли приемы.

 

Конкурсы

Можно организовать конкурс совместных детско-родительских плакатов или поделок «Добрые и злые дела огня». Итоги конкурса можно подвести на итоговом мероприятии досугового характера (это может быть викторина, конкурс с подвижными играми, встреча с представителем МЧС, специально приглашенным в детский сад). Обязательного поощрения в виде благодарностей, чисто символических призов должны быть удостоены все участники конкурса.

 

Викторины

Викторина «Водой пожар тушат, а умом – предотвращают!»

 

Встречи с интересными людьми

По возможности нужно пригласить в детский сад представителя МЧС, который популярно расскажет ребятам о возможностях предотвращения пожара, а также о правилах поведения на пожаре.

Игровые тренинги

Уважаемые коллеги! Мы с вами прекрасно знаем, что на нас лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому работу по обучению детей правилам поведения при угрозе возникновения пожара ни в коем случае нельзя ограничивать только рамками данной тематической недели, она должна проводиться систематически, постоянно, с использованием любых подходящих ситуаций. При этом огромное значение имеет систематическое проведение тренингов. В ходе тренингов мы должны решить следующие задачи:

  • научить детей идентифицировать сигнал пожарной тревоги,
  • выработать и закрепить с детьми четкую последовательность действий при сигнале пожарной тревоги:

-        в холодное время года – быстро взять верхнюю одежду из шкафчиков,

-        быстро и молча (относительная тишина необходима, чтобы дети хорошо слышали указания воспитателя) построиться парами у наружной двери группы,

-        было бы неплохо закрепить «парность», чтобы каждый ребенок знал, с кем именно в паре он должен стоять, тогда отсутствие второго ребенка в паре уже служит сигналом для тревоги, что ребенок мог остаться в группе (в спальне, в туалете, в умывальной комнате),

  • следовать за воспитателем, стараясь не терять его из вида.

Желательно проводить такие тренинги каждую неделю, все время в разное время и в разные дни недели, поскольку пожар, к сожалению, не возникает строго по расписанию.

Также игровые тренинги могут имитировать ситуацию возникновения пожара в квартире. В таких тренингах также важно «отрепетировать» четкую последовательность действий ребенка:

  • если ты один дома, нужно поскорее выйти из квартиры, в которой произошло возгорание, плотно закрыв за собой дверь,
  • ни в коем случае не пытаться тушить пожар самостоятельно,
  • выйдя из квартиры, бежать к соседям за помощью,
  • вызвать по телефону пожарную службу, четко назвав свою фамилию и имя и домашний адрес,
  • если загорелась одежда – нельзя бежать, потому что встречный поток воздуха только раздует огонь, нужно набросить на себя одеяло, перекрыв огню доступ воздуха, или кататься по полу, по земле, чтобы сбить огонь.    

Самостоятельная деятельность детей

Для организации игровой деятельности детей мы вносим в группу атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пожарные» и «Спасатели»: руль – для машины спасателей, имитаторы «мигалок»-спецсигналов, элементы костюмов спасателей (эмблемы, обозначающие принадлежность к той или иной спасательной службе или род профессиональной деятельности), инструменты для представителей разных профессий.

Воспитатель поощряет желание детей самостоятельно поработать и пообщаться в книжном уголке, рассматривая иллюстрации в детских книгах, фотоиллюстрации, репродукции картин художников, а также их работу по упорядочиванию материалов, собранных для коллекций.

Взаимодействие с семьями детей

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

На текущей неделе мы с детьми изучаем тему «Огонь – друг, и огонь – враг!». Мы беседовали о полезных делах огня – он обогревает наши дома, с помощью огня мы можем готовить пищу. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из нее делают трубы и станки, автомобили и самолеты... А автомобили и самолеты тоже движутся с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо, а горение - это жизнь огня.

Топливо сгорает в топках электростанций, и они производят электрический ток. Выходит, что ток и огонь - ближайшие родственники. Ток освещает наши дома и улицы, током “питаются” огромные заводы, все наши электроприборы.

Но огонь может быть не только добрым помощником людей. Неосторожное обращение с огнем превращает его в нашего злейшего врага. Рекомендуем Вам побеседовать с детьми об основных правилах безопасного обращения с огнем. Начните беседу с загадки – это пробуждает детский интерес, рождает массу вопросов, на которые Вам придется ответить. Очень важно для детского развития то, что инициатива приобретения жизненно важных знаний будет исходить от ребенка.

Богатырь медноволосый –

Без ушей, без глаз, без носа –

Пожирает все кругом:

Стол, бумагу, платье, дом.

Угостишь его водой –

Сникнет сизой бородой.

Приготовьтесь ответить на детские вопросы или попробуйте задать их сами:

  • Как ты думаешь, почему огонь в загадке назван богатырем?
  • Почему его называют медноволосым? Действительно, волосы у него из меди? Или они по цвету похожи на медь – такие же ярко-рыжие, сверкающие?
  • Что значит «пожирает все кругом»? В данном случае это образное выражение означает, что огнь может очень быстро уничтожить окружающие нас предметы из дерева, бумаги, ткани.
  • Что это за «сизая борода» есть у огня? Это серый (сизый) дым, который образуется при тушении огня водой.

Научите Ваших детей правильному поведению при пожаре.

Ваш ребенок должен четко усвоить два «нельзя» – два строгих запрета при угрозе пожара:

  • Нельзя прятаться под стол, под кровать, в шкаф, пытаясь спастись от огня.
  • Нельзя пытаться потушить пожар самостоятельно.

А что же может и должен сделать Ваш ребенок? Прежде всего, немедленно выбежать из квартиры или дома, в которой обнаружен очаг возгорания. Только покинув горящую квартиру или дом, он может позвать на помощь соседей, позвонить с любого доступного ему телефона, набрав телефон 101. Ребенок должен при этом четко назвать свою фамилию и имя и свой домашний адрес. Попробуйте «прорепетировать» с ребенком опасную ситуацию и проверьте, знает ли он жизненно важные сведения, сможет ли сказать о них в опасной ситуации.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo