Патриотическое воспитание

Проект «Донское казачество»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 41»

 

 

 

Проект

«Донское казачество»

 

 

Автор проекта:

старший воспитатель

Терлыч Е.А.

 

  

 

 

Таганрог

2017 г.

 

 

Тема: «История донского казачества как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

 

Вид  проекта: образовательный, интегрированный.

 

Срок реализации: краткосрочный

 

Участники проекта: воспитанники 5 – 6 лет, воспитатели, родители.

 

Цель: создание условий для приобщения старших дошкольников к культуре и традициям казачества.

 

Задачи проекта:

- формировать знания по истории и культуре казачества;

- создавать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков;

- прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.

 

Проблема: низкий уровень знания детей об истории казачества и его настоящего.

 

Актуальность  проблемы:

В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания.

ФГОС ДО ставит цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы». Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания". Одной из основных функций указа является подготовка предложений по реализации культурных и образовательных программ в области патриотического воспитания, направленных на укрепление духовно-нравственных основ российского общества

Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к формированию представлений о традициях и быте донского казачества.

 

1 этап - подготовительный

Сроки проведения

Работа педагога

 

03.04 - 16.04

1.                 Изучение нормативно – правовой базы и психолого – педагогической литературы по проблеме:

Конституция Российской  Федерации;  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

2.                 Определение цели и задач проекта

3.                 Изучение литературы по теме.

4.                 Подбор методической литературы.

5.                 Подготовка развивающей среды (мини-музей казачества, иллюстрации, куклы казака и казачки, изготовление д/и «одень казака», изготовление папки «сказки донских авторов», подбор песен, игр казаков).

6.                 Разработка системы занятий.

2 этап - практический

Сроки проведения

Работа с детьми

Работа с родителями

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июнь

Тема: «Дон, земля донская, донские казаки»                   Цель: донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему


Тема: « Возрождение казачества на Дону»

Цель: рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.


Тема: «Как воспитывали казака»                                    Цель: дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

П/и «Всадники»                      Цель: знакомить детей с новой казачьей игрой, развивать быстроту реакции.

Тема: «Славен край Донской…», беседа о пословицах и поговорках Донского края.                             Цель: дать детям знания о значениях пословиц и поговорок.


Тема: «Плясовая, заводная» Цель: знакомить детей с казачьими песнями, разучить песню «Маманечка» (плясовая).
Тема: «Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.

Лепка «Пельмени, варенечки»             Цель: формировать желания детей лепить с натуры, развивать мелкую моторику рук,  закреплять знания воспитанников о быте казаков.


Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Просмотр презентации.

Аппликация «Казачий курень» Цель: закрепить знания детей о жилищах казаков, тренировать умения детей пользоваться ножницами, клейстером.


Тема: «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Просмотр презентации.


Тема: «Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. Дать знания о том, как появился костюм казака.

Д/и «Девичья краса»             Цель: закрепить знания детей о названиях женской одежды казачек и ее предназначении.

П/и «Голубая лента» (хороводная) Разучивание распевки


Тема: «Хлеб – народное сокровище»                                                 Цель: знакомить детей с историей возникновения хлеба на Руси, подвести к значению слова «земледелие», прививать гордость за свой народ.

Рисование красками «Казак Григорий и казачка Аксинья» Цель: формировать знания детей о фасонах одежды казаков.

Конструирование «Казачье подворье»                             Цель: закрепить знания детей о казачьем жилье, развивать навыки конструирования.

«Писатель, который любил конфеты»                                        Цель: знакомить детей с творчеством детского донского писателя из родного города Таганрога Василенко И.Д. «Заморыш», «Мышонок», «Артёмка в цирке», «Волшебная шкатулка», развивать умение давать оценку прочитанному и выражать свое отношение к прочитанному.

 

Д/и «Одень казака»              Цель: закрепить знания детей об одежде казаков.

Конструирование из бумаги и шерстяных ниток «Куклы - берегини»

Рисование красками «Донские просторы»

Анкетирование родителей с целью выявления
семей причастных к казакам, осведомленности
об истории и культуре донских казаков

Помощь родителей в создании мини-музея «Казачий быт» (скатерть, рушник, глиняный кувшин, самовар, фарфоровая посуда и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пошив костюмов казака и казачки

Помощь в изготовлении д/и «Одень казака»

 

3 этап - заключительный

 

Достопримечательности Донского края: туристический маршрут «Серебряная подкова Дона», музеи, легенды «Остров любви», «Вешенский дуб».

Коллективная работа «Казачье подворье»                     Материал: ватман, краски, клейстер, цветная бумага, солома, горох, трава, манная крупа, пшено.

Итоговое мероприятие «Казачьи посиделки»                           Цель: на основе полученных знаний закрепить знания детей о жизни казаков.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Агуреева Т.И., Баландина Л.А., Цветкова Г.Ю. «Казачий костюм», учебно – методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г.
  2. Астапенко М.П. «Донские казаки 1550-1920».
  3. «Большой толковый словарь Донского казачества» Автор: коллектив авторов.Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo