Специалисты

«Артикуляционная гимнастика дома»

7

июня

2021

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем.

Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Взрослый показывает выполнение упражнения.
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  • Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ.

  • Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  • Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  • Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  • Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
  • Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ.

  • Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  • Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  • Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  • Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  • Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
  • Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
  • Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
  • Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  • Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

  • сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту;
  • удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат);
  • удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек.

  • Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  • Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  • Голодный хомячок. Втянуть щеки.
  • Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка.

  • Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  • Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  • Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  • Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  • Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo