Специалисты

Консультация «Совместный сон или раздельный сон?»

29

ноября

2021

педагог-психолог Посошенко Л.В.

Каждая семья должна принимать это решение самостоятельно. Но здорово, когда можно принять решение, основываясь не только на внутренних побуждениях, но и на информации.

В среднем до 1,5 лет решение о том как будет организован сон родители могут принимать основываясь на личном удобстве.

В 1,5-2 года, если у ребёнка нет тяжелой неврологии, сложных соматических диагнозов, психологического стресса, должно состояться отселение в отдельную кровать.

Зачем?

  1. Прежде всего, это связано с эмоционально-волевой сферой.

В дневное время ребёнок получает разные эмоции и не может их все переработать за день. Непроработанные эмоции в течение дня прорабатываются ребёнком во время сна. И это может выглядеть по-разному, например, в виде кошмаров. Один из самых частых вопросов: Мой ребёнок кричит и плачет через 40-90 минут после засыпания, а потом засыпает как ни в чем не бывало. Что это значит? Да вот как раз то самое.

Когда ребёнок спит с родителями, он справляется не за счёт собственных ресурсов, а за счёт родителей.

Тренировка процессов возбуждения - торможения. С рождения эти процессы у детей очень незрелые, дети легко возбуждаются, трудно успокаиваются. И зачастую, я встречаю взрослых, которые также не могут помочь себе быстро «затормозиться» перед сном, взять под контроль свои эмоции, успокоиться.

Отдельный сон с 1,5-2 лет это то, что может являться нашим хорошим помощником в отработке этого навыка. Да! Вышеперечисленное - это навык. Этим можно заниматься, это можно формировать. И, безусловно, в детстве это гораздо проще. Детство, в этом плане, самое благодарное время. Особенно учитывая тот факт, что основа эмоционально-волевой сферы закладывается в среднем до 7 лет.

Итак, отдельный сон с 2 лет это тот инструмент, благодаря которому ребёнок учится тормозить своё возбуждение самостоятельно. Когда ребёнок засыпает/спит в контакте с родителем, он снова опирается на их Ресурсы (тепло, запах, ощущения и т.д.).

А раз опора снова на внешнем, то внутри собственные механизмы торможения или не вырабатываются, или вырабатываются медленней, чем могли бы.

На что это влияет в будущем?

  • Умение говорить себе стоп, нет;
  • Умение успокоить себя;
  • Умение контролировать себя;
  • Умение прислушиваться и выдерживать правила;
  • Умение конструктивно реагировать не неуспех;

Таким образом, мы видим, что отдельный сон с определенного возраста, - это хороший способ тренировки нервной системы. И если у вас ребенок с чувствительной нервной системой, то раздельный сон  - это чаще всего необходимость.

Второй момент – это границы тела и сексуальное воспитание. Когда ребенок спит отдельно, это помогает ему проходить кризисы.

Кризис 1 года жизни. Ребенок до 1 – 1,5 лет находится в слиянии с мамой. В слиянии – это значит, что ребенок не отделяет себя от мамы. Я ребенка – это продолжение мамы. Когда ребенок хорошо овладевает ходьбой, он начинает физически отдаляться от родителей, и самое время его в этом поддержать. Начав передвигаться самостоятельно, ребенок впервые начинает ощущать границы своего тела и границы тела мамы. Где заканчиваюсь я и начинается мама.

  • Личные границы – это не только психологические границы. Это также и границы тела, и духовные, и материальные границы. Если мы хотим помочь ребенку в построении здоровых границ, мы должны этим заниматься комплексно.
  • Дети, у которых плохо развиты границы тела, чаще всего попадают под прицел определенного рода преступников.

Кризис 3-х лет – это первое психологическое отделение от родителя. И это самый благоприятный для отселения в отдельную комнату. Однако, если другой комнаты нет, отдельная кровать – это уже не желание родителя, а абсолютная необходимость. Поскольку в 3 года начинают запускаться важные биологические страхи. Например, страх темноты. Проживая эти страхи в «кампании» родителей, ребенок не может в должной мере их проработать.

И часто можно видеть два вида развития событий:

  • страхи не приходят вовремя, а значит во время не прорабатываются. Следовательно, страх может прийти гораздо позже, а еще, как назло, в самый не подходящий момент. Например, впервые, страх темноты в 7 лет…
  • Возможно застревание в страхе на долгий период.

Поэтому не стоит путать: помогать ребенку проживать страх в дневное время через разговоры, творчество и разные техники – это одно, и спать с ним рядом – совсем другое.

В первом случае ребенок берет опору на себя, родители помощники, проводники на этом пути. Во втором случае – опора на Родителях.

Итак:

До 1,5 лет спать можно, как хочется.

1,5-2 года – оптимальный возраст «переезда» в отдельную кровать.

2-3 года – допустимый возраст «переезда».

С 3 лет оптимально отдельная комната.

Что делать, если однокомнатная квартира? Ставите кровать в любое другое место в комнате. Пусть хоть в метре, но отдельно. Оптимально между кроватями иметь пространство.

Что делать, если в комнате нет места для отдельной кровати?

Понять, что кровать – это предмет первой необходимости и организовать пространство соответствующим образом.

Что делать, если нет отдельной комнаты?

Стараться с 3 лет оставлять ребенка засыпать одного в комнате, находясь при этом в ванной или на кухне.

Ребенок засыпает в своей кровати, но ночью приходит к родителям. Можно?

Нет. Спокойно возвращаете ребенка обратно. Если решение принято, назад пути уже нет.

Утром ребенок просыпается, приходит «поваляться» к родителям в кровать. Можно?

Да, конечно, валяться с родителями хорошее дело всегда.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo