Группы
Проект «Волшебный мир оригами»
28
марта
2023
ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (месяц).
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.
Бумага – доступный для ребенка материал. Она используется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках и т. д.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развивать творческие способности у детей посредством искусства оригами.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Познакомить детей с искусством «Оригами».
- Расширять представления о свойствах и качествах бумаги.
- Развивать умение работать с бумагой.
- Научить выполнять поделки, используя схемы.
- Развивать воображение, мышление, усидчивость, мелкую моторику, творческие способности детей.
- Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей.
Подготовительный этап
Содержание работы
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Изучение литературы, интернет ресурсов и т. п.
- Подбор иллюстраций, фотографий.
- Изготовление схем.
- Подбор материала для выполнения поделок.
Основной этап
Работа с детьми:
- НОД по познавательному развитию «Удивительная бумага»
- Рассказ воспитателя: «Как делают бумагу?»
- Создание альбома «Коллекция видов бумаги»
- Рассказ воспитателя «Бумага древности»
- Работа по схемам.
- Изготовление поделок оригами из бумаги
Работа с родителями:
- Консультации для родителей:
«Для чего нужно оригами детям?»
«Значение оригами для развития ребенка дошкольного возраста»
Заключительный этап
Результат проекта:
- Дети познакомились:
- со свойствами и качеством и видами бумаги
- с техникой «оригами»
- знают специальные термины и условные обозначения и умеют применять их при изготовлении поделки;
- умеют ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника;
- аккуратно выполняют работу.
- Создан альбом «Коллекция бумаги»
Конспект НОД «Удивительная бумага»
Цель. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги.
Оборудование: разные виды бумаги: бумажные салфетки, туалетная бумага, деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатаются на бумаге, старые газеты, небольшой тазик, кувшин с водой, поднос с матовой и глянцевой бумагой, цветные карандаши или фломастеры, совместно выполненный рисунок, бумажные поделки, урна.
Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, фольги, ножницы – (на каждого ребёнка); емкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и песком для безопасности, свеча, лупа, растительное масло, лимон, ватные палочки, схемы- карточки, дидактическая игра «На что это похоже?»,карточки с геометрическими фигурами.
Предварительная работа: рассматривание разного вида бумаги, проведение бесед на темы “Как бумага в наш дом приходит”, “Что можно сделать из бумаги”, выявление основных свойств и качеств бумаги, знакомство с историей история возникновения бумаги, чтение стихотворений и загадывание загадок о бумаге, дидактическая игра «На что это похоже?», изготовление снежинок, поделок из бумаги (из картонного конуса, цилиндра; из цветной бумаги, оригами, открыток, самолёты и т. д.).
Ход НОД:
- Игровой момент.
Воспитатель: Ребята, если вы отгадайте загадки, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)
Я бела, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)
Вы правильно отгадали загадки. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Совершенно верно, о бумаге.
- Беседа с детьми
- А для каких целей используется бумага?
- Вы правильно ответили, что деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены квартир.
Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки или собираем макулатуру.
- А как вы думаете, из чего делают бумагу?
Правильно, из древесины.
- Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.
- А из чего еще можно изготовить бумагу?
Также бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, из льна, риса, хлопка.
Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь в лабораторию успели.
- Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории. Что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.
- Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.
Я буду научным руководителем, который будет ответственным за эксперименты с бумагой, а вы, ребята – научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.
Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, проводя обследовательские действия и опыты с бумагой, рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.
А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы?
Посмотрите, перед вами лежит бумага. Давайте вспомним и назовем некоторые свойства бумаги. (Какая она? Рассмотрите ее. Что вы можете сказать?
- Да, бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству. Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую.
Проведите пальчиком по этому листу бумаги. Какая она на ощупь? Как бархат. Как можно назвать эту бумагу? Правильно, бархатная.
Вот так выглядит современная бумага.
- А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)
Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.
- «Бумага режется»(схема «ножницы»)
- Ребята, давайте узнаем режется бумага или нет. С ножницами мы работаем аккуратно, так как они острые, можно порезаться.
- Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко.
При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется по лёгкости в зависимости от толщины.
- «Бумага мнётся»(схема «мятая бумага»)
Сначала смять бумагу потом картон.
Вывод: Чем толще бумага тем она труднее мнётся.
- «Бумага рвётся»(схема «рваная бумага»)
Вывод: картон толще чем бумага. Бумага рвётся по лёгкости в зависимости от толщины.
- «Бумага намокает»(схема «капля воды»)
Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги.
Что произошло, как скоро вода просочится через бумагу. Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.
Вывод: тонкая бумага намокла быстрей и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
- «Бумага впитывает масло»(схема «растительное масло»)
Намочить ватку в масле и оставить след на бумаге. Что произошло?
Вывод: масло пропитывает бумагу.
- «Бумага издаёт звук»(схема «нота»)
Предложить взять разноцветную бумагу и выполнить движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.
Вывод: при смятии трении бумага издаёт звук.
- «Бумага летает»(схема «ветер»)
Полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером (дети делают веер)
- «Можно делать поделки»(схема «оригами», чтобы получился ветерок.
Вывод: полоски фольги очень лёгкие, поэтому, когда дует, ветер они разлетаются.
9.«Бумага горит» (схема «спички»)
Поджечь разные виды бумаги.Вывод: Бумага горит.
- А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль.
- Опыт “Вдоль и поперек”
Как рвется бумага? А теперь поперек? Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны.
Вывод: порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.
Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?
Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна. Это говорит о том, что бумагу делала машина.
На некоторых заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.
- Ребята, почему нужно экономить бумагу?
Дети: Чтобы меньше пришлось рубить деревьев
Итак, немножко отдохнём и закрепим свойства и качества бумаги.
- Физкультминутка
Мы бумагой машем, машем,
Мы бумагу мнём, мнём, мнём,
Мы бумагу трём, трём, трём,
А сейчас её разгладим
А потом её порвём.
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
- Игра найди предметы из бумаги (дети стоят в кругу).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму.Сейчас я ее вам прочитаю:
«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции.Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее. Спасибо вам огромное заранее, надеюсь Вы спасёте мою коллекцию!»
Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.
- У нас в группе есть что – нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете сделано из бумаги и вернуться в круг. (Дети рассказывают, почему считают что данный предмет сделан из бумаги).
(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в помещении).
- Давайте я сейчас назову вид бумаги, а вы мне показывайте образец.
Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (Салфетка, газета, открытка, фотография, картонная коробка, глянцевая, копировальная, ватман, обойная, тетрадная, журнальная, альбом, календарь цветок из гофрированной бумаги и т. д)
Таким образом, воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.
- Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила».
- Для проведения опыта нам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды лист бумаги.
- Обмакнём спичку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и напишем (нарисуем)что – нибудь на бумаге этой спичкой.
- Когда чернила высохнут, нагреем бумагу над свечой. На бумагепроявятся невидимые ранее слова (или рисунок).
Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила» дома с родителями, результат принести в группу и показать детям.
- Выводы исследований
Подводим итоги НОД. Что узнали нового? Что вам запомнилось?
Ответы детей
- Бумагабывает по своему строению толстая и тонкая.
- Бумагабывает прочной и не прочной.
- Бумага боится воды.
- Бумагаможет резаться ножницами или разрываться руками.
- Из бумагиможно сделать поделки.
- При смятии бумага издаёт звук.
- Бумагаразлетается при ветре.
- Бумага впитывает масло.
- Бумага горит.
Все сегодня работали дружно и быстро. В следующий раз мы изготовим из бумаги различные поделки без клея - они называются оригами.