Группы

Проект «Волшебный мир оригами»

28

марта

2023

ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (месяц).

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.

Бумага – доступный для ребенка материал. Она используется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках и т. д.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развивать творческие способности у детей посредством искусства оригами.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Познакомить детей с искусством «Оригами».
  2. Расширять представления о свойствах и качествах бумаги.
  3. Развивать умение работать с бумагой.
  4. Научить выполнять поделки, используя схемы.
  5. Развивать воображение, мышление, усидчивость, мелкую моторику, творческие способности детей.
  6. Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей.

Подготовительный этап

Содержание работы

  1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  2. Изучение литературы, интернет ресурсов и т. п.
  3. Подбор иллюстраций, фотографий.
  4. Изготовление схем.
  5. Подбор материала для выполнения поделок.

Основной этап

Работа с детьми:

  1. НОД по познавательному развитию «Удивительная бумага»
  2. Рассказ воспитателя: «Как делают бумагу?»
  3. Создание альбома «Коллекция видов бумаги»
  4. Рассказ воспитателя «Бумага древности»
  5. Работа по схемам.
  6. Изготовление поделок оригами из бумаги

Работа с родителями:

  1. Консультации для родителей:

«Для чего нужно оригами детям?»

«Значение оригами для развития ребенка дошкольного возраста»

Заключительный этап

Результат проекта:

  1. Дети познакомились:
  • со свойствами и качеством и видами бумаги
  • с техникой «оригами»
  • знают специальные термины и условные обозначения и умеют применять их при изготовлении поделки;
  • умеют ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника;
  • аккуратно выполняют работу.
  1. Создан альбом «Коллекция бумаги»

Конспект НОД «Удивительная бумага»

Цель. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги.

Оборудование: разные виды бумагибумажные салфетки, туалетная бумага, деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатаются на бумаге, старые газеты, небольшой тазик, кувшин с водой, поднос с матовой и глянцевой бумагой, цветные карандаши или фломастеры, совместно выполненный рисунок, бумажные поделки, урна.

Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, фольги, ножницы – (на каждого ребёнка); емкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и песком для безопасности, свеча, лупа, растительное масло, лимон, ватные палочки, схемы- карточки, дидактическая игра «На что это похоже?»,карточки с геометрическими фигурами.

Предварительная работа: рассматривание разного вида бумаги, проведение бесед на темы “Как бумага в наш дом приходит”, “Что можно сделать из бумаги”, выявление основных свойств и качеств бумаги, знакомство с историей история возникновения бумаги, чтение стихотворений и загадывание загадок о бумаге, дидактическая игра «На что это похоже?», изготовление снежинок, поделок из бумаги (из картонного конуса, цилиндра; из цветной бумаги, оригами, открыток, самолёты и т. д.).

Ход НОД:

  1. Игровой момент.

Воспитатель: Ребята, если вы отгадайте загадки, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)

Я бела, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

Вы правильно отгадали загадки. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Совершенно верно, о бумаге.

  1. Беседа с детьми

- А для каких целей используется бумага?

- Вы правильно ответили, что деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумагеБумажными обоями оклеивают стены квартир. 

Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки или собираем макулатуру. 

- А как вы думаете, из чего делают бумагу?

Правильно, из древесины.

- Где ее изготавливают? (На бумажной фабрикецеллюлозно-бумажном комбинате.

- А из чего еще можно изготовить бумагу?

Также бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, из льна, риса, хлопка. 

Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь в лабораторию успели.

  1. Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории. Что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.

- Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной. 

Я буду научным руководителем, который будет ответственным за эксперименты с бумагой, а вы, ребята – научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, проводя обследовательские действия и опыты с бумагой, рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы?

Посмотрите, перед вами лежит бумага. Давайте вспомним и назовем некоторые свойства бумаги. (Какая она? Рассмотрите ее. Что вы можете сказать? 

- Да, бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству. Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую.

Проведите пальчиком по этому листу бумаги. Какая она на ощупь? Как бархат. Как можно назвать эту бумагу? Правильно, бархатная.

Вот так выглядит современная бумага

- А давайте вспомним виды бумаги(дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

  1. «Бумага режется»(схема «ножницы»)

- Ребята, давайте узнаем режется бумага или нет. С ножницами мы работаем аккуратно, так как они острые, можно порезаться.

- Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагуБумага разрезалась быстро и легко.

При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумагаБумага режется по лёгкости в зависимости от толщины.

  1. «Бумага мнётся»(схема «мятая бумага»)

Сначала смять бумагу потом картон.

Вывод: Чем толще бумага тем она труднее мнётся.

  1. «Бумага рвётся»(схема «рваная бумага»)

Вывод: картон толще чем бумагаБумага рвётся по лёгкости в зависимости от толщины.

  1. «Бумага намокает»(схема «капля воды»)

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги.

Что произошло, как скоро вода просочится через бумагу. Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

Вывод: тонкая бумага намокла быстрей и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится водыбумага материал не прочный.

  1. «Бумага впитывает масло»(схема «растительное масло»)

Намочить ватку в масле и оставить след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

  1. «Бумага издаёт звук»(схема «нота»)

Предложить взять разноцветную бумагу и выполнить движение «стирка белья»Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: при смятии трении бумага издаёт звук.

  1. «Бумага летает»(схема «ветер»)

Полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером (дети делают веер) 

  1. «Можно делать поделки»(схема «оригами», чтобы получился ветерок.

Вывод: полоски фольги очень лёгкие, поэтому, когда дует, ветер они разлетаются.

      9.«Бумага горит» (схема «спички»)

Поджечь разные виды бумаги.ВыводБумага горит.

- А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль.

  1. Опыт “Вдоль и поперек” 

Как рвется бумага? А теперь поперек? Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны.

Вывод: порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?

Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна. Это говорит о том, что бумагу делала машина.

На некоторых заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.

- Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети: Чтобы меньше пришлось рубить деревьев

Итак, немножко отдохнём и закрепим свойства и качества бумаги.

  1. Физкультминутка

Мы бумагой машем, машем,

Мы бумагу мнём, мнём, мнём,

Мы бумагу трём, трём, трём,

А сейчас её разгладим

А потом её порвём.

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

  1. Игра найди предметы из бумаги (дети стоят в кругу).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму.Сейчас я ее вам прочитаю:

«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции.Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее. Спасибо вам огромное заранее, надеюсь Вы спасёте мою коллекцию!»

Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

- У нас в группе есть что – нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете сделано из бумаги и вернуться в круг. (Дети рассказывают, почему считают что данный предмет сделан из бумаги).

(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в помещении).

- Давайте я сейчас назову вид бумаги, а вы мне показывайте образец.

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (Салфетка, газета, открытка, фотография, картонная коробка, глянцевая, копировальная, ватман, обойная, тетрадная, журнальная, альбом, календарь цветок из гофрированной бумаги и т. д)

Таким образом, воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

  1. Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила».
  2. Для проведения опыта нам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды лист бумаги.
  3. Обмакнём спичку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и напишем (нарисуем)что – нибудь на бумаге этой спичкой.
  4. Когда чернила высохнут, нагреем бумагу над свечой. На бумагепроявятся невидимые ранее слова (или рисунок).

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила» дома с родителями, результат принести в группу и показать детям.

  1. Выводы исследований

Подводим итоги НОД. Что узнали нового? Что вам запомнилось?

Ответы детей

  1. Бумагабывает по своему строению толстая и тонкая.
  2. Бумагабывает прочной и не прочной.
  3. Бумага боится воды.
  4. Бумагаможет резаться ножницами или разрываться руками.
  5. Из бумагиможно сделать поделки.
  6. При смятии бумага издаёт звук.
  7. Бумагаразлетается при ветре.
  8. Бумага впитывает масло.
  9. Бумага горит.

Все сегодня работали дружно и быстро. В следующий раз мы изготовим из бумаги различные поделки без клея - они называются оригами.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo