Группы
Краткосрочный проект «Что за чудесница водица-волшебница!»
28
марта
2023
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки: краткосрочный – 2 недели.
Участники проекта: воспитанники группы №11, воспитатели Корнеева И.В. , Климова О.М.
Цель: создать условия для расширения знаний детей о воде как объекте неживой природы, ее свойствах , значении для жизни человека, роли в окружающем мире.
Задачи:
Систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей.
Расширить представления детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.
Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
Развивать любознательность.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Актуальность проекта: Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода - источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.
Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Планируемый результат:
У детей сформируются представления о воде как источнике жизни на земле.
Дети приобретут экологический опыт поведения в природе.
У детей укрепится интерес к познавательно - исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно - следственные связи.
Умение разрабатывать алгоритм исследования.
План реализации проекта.
I этап: подготовительный.
- Изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить предметно-развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме, иллюстративного материала
- подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»
- подготовка оборудования для опытов с водой
- подобрать ребусы, загадки, пословицы о воде
II этап: основной.
Беседа «Вода, вода – кругом вода». Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое).
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?». Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Беседа «Откуда в наш дом приходит вода». Цель: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам
Пальчиковая игра «Водичка – вода», «Моем руки», «Рыбка», «По воду». Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. Совершенствовать согласованность движений рук с текстом.
Загадки «О воде». Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие.
* Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала.
* Ты в летний полдень, в тишь и зной Их не увидишь над собой. А иногда, белы как вата, Они плывут, спешат куда-то.
* Перед едой Руки вымоем ...
* Мы с ней очень-очень дружим, Часто моемся под душем.
* Она помогает нам чистыми стать, Посуду помыть и белье постирать.
* Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу И стеклянной быть могу.
* В руках не удержать, В решете не унести.
* На дворе переполох: С неба сыплется горох.
* Захочешь помыться - Нужна тебе ...
* Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая?
* Ледяной горох Поскакал на порог. Если землю покрыл — Урожай погубил.
* Если б не было её, Мама б не стирала, Пол бы папа не помыл, А кораблик не поплыл.
* В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
* В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.
* В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять.
* Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.
* Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно. Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.
* В море я всегда солена, А в реке я пресна. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место.
* Эта вода как камень тверда. Солнце припечёт- она потечёт.
* Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели, Чтобы не было беды — Жить нельзя нам без...
Беседа – показ «Волшебница вода» Цель: расширять знания детей о воде ее признаками, а так же о значении воды для человека.
Работа в книжном уголке.
Чтение рассказов, стихов, сказок о воде. «Дождик» Л. Квитко; «Первый снег» Я. Аким; «Град» Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х. Лаиглессия; «Данка по воду пошла»; «Как черепаха по воду ходила»; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи» Д. Максимович. С. Маршак «Водопровод»; А. Яким «Облака»; Б. Заходер «Что случилось с рекой».
Разучивание поговорок: «Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», «Воду попросту не лей, дорожить водой умей».
Цель: развивать знание детей о том, что воду нужно беречь.
Самостоятельная художественная деятельность "Море зовет, волна поет»-раскрашивание ракушек, камней.
Цель: закреплять умения детей в технике рисования кисточкой.
Беседа: «Вода в природных явлениях». Цель: расширять знания о разнообразном состоянии воды и круговороте воды в окружающей среде.
Экспериментирование «Вода не имеет формы», «Вода прозрачная», «Вода растворяет вещества», «Пар — тоже вода», «Очистка грязной воды»,«Зеркало в воде-радуга на стене», «Тонет-не тонет», «Кто сломал карандаш», «Почему прилипает мокрый лист»
Цель: развивать логическое мышление, познавательный интерес. Воспитывать желание принимать участие в проведении опытов и экспериментов.
Д/и «Кто где живет?».
Цель: закрепить знания о месте жительства различных животных.
П/и с мячом «Воздух, земля, вода».
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность
Индивидуальная работа. Беседа «Кто живёт в воде?». Цель: расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем.
Оригами «Рыбки в море». Цель: развивать умения создавать изображение складывая бумагу, совершенствовать умение составлять красивую композицию.
Трудовая деятельность. «Напоим цветы водой»-полив цветов на участке . Цель: дать представление о том, что без воды всё живое погибает, цветы и растения засыхают, теряют листья.
Д/и «Вода друг – вода враг». Цель: поощрять выдвижение детьми гипотез; развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.
Д/и «Животные водоемов». Цель: закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.
Ситуативный разговор «Вода нам нужна, чтобы…». Цель: закрепить знания детей о необходимости воды в жизни человека
ОБЖ «Поскорее кран закрой – осторожней будь с водой»
Наблюдение за облаками
Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Творческие игры: «Мы — экологи» (что было бы, если б не было воды).
III этап: Заключительный
В ходе реализации проекта «Что за чудесница, водица – волшебница» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).
Результат работы:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
- Повышение компетентности воспитателей по представленной теме.