Группы

Использование дидактических игр по формированию познавательной активности у воспитанников

28

марта

2023

Корнеева И.В., воспитатель,

Климова О.М., воспитатель

Дано описание игр, направленных на формирование познавательной активности проникнуть а, также на формирование таких качеств личности как внимательность, любознательность и сосредоточенность.

Классификация игр: Первая группа игр - это работает игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, разглядеть сопоставлять их. Проводятся они по типу ходе игр-загадок.

В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение детей составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, методики на умение сравнивать, обучении классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, что способствует не только предстоящей активизации словаря ребенка детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Вторая группа - игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно - не нужно», «Кому, что нужно?», «А если бы...», «Охотник» и др.).

Третья группа - игры, требующие от детей классификации умения отличать реальные явления от нереальных, замечать качественными алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?», «Придумай небылицы сам», «Придумай жизненные перевертыши», «Бывает - не бывает»).

Четвертая группа - игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где внутренним мы были, мы не скажем», «Семья», «Наоборот»,).

Рекомендации для педагогов по проведению дидактических игр:

  1. Систематически планировать проведение дидактических игр.
  2. Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
  3. Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.
  4. Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.
  5. Для проведения дидактических игр, необходимо использовать различные методы и приёмы:
  • игровые (сюрпризный момент, загадки, считалки);
  • словесные (беседа для уточнения знаний, объяснение правил деятельности);
  • наглядные (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).
  1. Необходимость включения педагога в игру, он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить развитие игры в соответствии с воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  2. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно детей дидактических игр.
  3. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что культурных он дает детям дети сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения - выразительность, легкость, непринужденность.
  5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь к выполнению дидактических задач.
  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. Первая группа игр. Дидактическая игра «Переезжаем на новую квартиру» Цель: игры научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал: 1. Предметные картинки (парные): один чашка - стакан, кружка - чашка, масленка - сахарница, чайник - кофейник, кастрюля - сковородка, платок - косынка, шапка - шляпа, платье - сарафан, свитер - безрукавка, пальто - куртка, шуба - зимнее пальто, брюки - шорты, носки - гольфы, чулки - носки, перчатки - варежки, туфли - босоножки, игры тапочки - сандалии, ранец - портфель, люстра - настольная лампа.

Коробочки для складывания картинок

Ход игры: Играют 6-9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка - стакан, платок - косынка, ранец - портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны - многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным - называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки» - «Варежки», - отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.

Дидактическая игра: «У кого, какой предмет»

Цель:

  1. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность.
  2. Обогащать словарь за счет существительных - названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества.

Игровой материал: парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями: пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек; 2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками; 2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста; 2 рубашки - полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, т у одной кармашек наверху, у другой - внизу; 2 фартука разного покроя с разной вышивкой; 2 ведра, разные по форме и цвету; другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.

Ход игры на занятии. Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать сюжет будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета».

Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки и т.п. Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.

Ход игры вне занятия. Играют четверо детей. На столе лежат 4 пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том, что на ней изображено.

Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти 2 картинки выкладывают рядом, играющие проверяют, помощью ли были названы признаки предметов. Воспитатель. У меня желтый фартук. Ребенок. А у меня голубой. Воспитатель. На моем фартуке один карман. Ребенок. А на моем - два кармана и т.д. В дальнейшем на роль ведущего можно назначить кого-нибудь из детей.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo