Новости

Тертышая, Овчаренко. Конспекты НОД. Средняя группа. «Знакомство с жилищем пещерного человека»

Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище.

 

Задачи:

  1. Знакомить детей с жилищем наших предков, жилище первобытного человека – пещера.
  2. Сформировать представление о жизни пещерных людей.

 

Оборудование: картинки с изображением древних людей, пещерных рисунков, инструментов древних людей, макет пещеры и фигурка пещерного человека.

 

Ход занятия.

 

Воспитатель: - Ребята вам интересно узнать, чем мы будем сегодня заниматься? Ответ на этот вопрос вы получите, отгадав загадки.

В нем живёт моя семья,

Туда бегу всегда и я,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом.

Ведь это мой родимый - дом.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней - человек.

Догадались, о чем мы будем говорить?

(Ответы детей)

Дом необходим всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Ещё в древности люди освоили профессию строителя. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но в не обычное путешествие, а в прошлое и познакомимся там с жилищем древних людей.

Чтобы попасть в прошлое нужно сказать волшебные слова.

Повторяйте за мною:

Раз, два, три – покружись,

В древнем мире окажись.

Воспитатель: - Вот мы и в древнем мире. (воспитатель достает макет пещеры) А это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?

Детей: - Пещера.

Воспитатель: - Когда - то очень давно на земле не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары и холода, ветра и дождя люди стали искать себе убежище в пещерах.

Воспитатель: - А как можно назвать людей, которые жили в пещерах? Детей: - Пещерные, древние, первобытные.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете древним людям было удобно жить в пещерах 

Детей: - Нет

Воспитатель: -Почему? 

Детей: - Не было окон, дверей, было холодно, дул ветер.

Воспитатель: - Чтобы согреться древние люди научились добывать огонь.

Воспитатель: - Как же добыть огонь? (Огонь разжигают спичками).

Воспитатель: - Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней. Хотите провести опыт? Для этого надо потереть ладонь о ладонь. Чувствуете, как нагрелись ладони?

Проводим с детьми опыт трем ладони друг об дружку.

Воспитатель: - Если тереть долго палочки, то они нагреваются, и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.

Показ картинок с изображением древних людей разводящих огонь.

Воспитатель: - Сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. 

Вот какой большой огонь! (поднять руки вверх)

Только ты его не тронь (махать руками)

От него ты убеги (топать ногами)

Взрослых ты скорей зови (махать руками)

Если маленький огонек (присели)

Высыпь на него песок (перебирают пальчиками)

Воспитатель: -  Древние люди называется костер очаг.

Воспитатель: - Как вы думаете, зачем очаг вокруг обложили камнями? (показывает картинку пещеры с очагом) 

(Ответы детей)

Воспитатель: - Для безопасности чтобы не случился пожар, а еще камни долго сохраняют тепло.

Воспитатель: - Зачем древние люди начали делать очаг внутри пещеры?

(Чтобы защитить его от ветра и дождя, для тепла, для приготовления пищи).

Воспитатель: -  А ещё ребята, очаг отпугивал животных от жилища человека.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что служило пищей древнему человеку? 

(Ответы детей: ягоды, грибы, рыба, звери).

Воспитатель: -  Ребята, как называют людей, которые охотятся на диких животных?

Детей: - Охотники.

Давайте и мы с вами отправимся на охоту!

Игра «ОХОТНИКИ»

Дети передают друг другу мяч называя диких животных.

Воспитатель: - Ребята нам пора возвращаться назад в наше время, но на память о нашем путешествии давайте возьмем с собой пещеру с пещерным человекам. Чтобы попасть в назад нужно сказать волшебные слова.

Повторяйте за мною:

Раз, два, три – покружись,

В настоящем окажись.

Подведение итогов.

Воспитатель: - Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: - И мне очень понравилось наше путешествие, и мы обязательно отправимся в прошлое еще раз, чтобы познакомится с другими домами людей прошлого.

После завершения занятия макет пещеры остается в группе.