Патриотическое воспитание

Тертышая, Овчаренко. Конспекты НОД. Средняя группа. «Русская изба»

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской культуры.

 

Задачи:

  1. Знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
  3. Развивать познавательную активность детей через ознакомление с бытом русских людей.

 

Оборудование: картинки с изображением деревянных изб, интерьера избы внутри, картинки разных домов, иллюстрации сказок с деревянными избами, фигурки людей в русских народных костюмах, игрушки домашних животных, макет деревянной избы.

 

Ход занятия.

 

Воспитатель: - Ребята сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие в прошлое, чтобы познакомится с домами людей, которые жили в прошлом.

Чтобы попасть в прошлое нужно сказать волшебные слова.

Повторяйте за мною:

Раз, два, три – покружись,

В прошлом окажись.

Воспитатель достает фигурку человека в русском народном костюме.

Воспитатель: - Познакомьтесь дети – это Иван и Марья. Они живет в древней Руси. Ребята как называется наша страна?

Детей: - Россия.

Воспитатель: - Правильно, а раньше наша страна называлась Русь, а живущие в ней люди назывались славяне. Давайте внимательно рассмотрим, как одеты Иван и Марья. Белая рубашка с красной вышивкой для мужчин и сарафан для женщин традиционная одежда славян.

Рассматриваем с детьми костюмы славян.

Воспитатель: - У Ивана и Марьи есть друзья давайте посмотрим кто это? (показываем детям игрушки домашних животных)

Детей: - Корова, лошадь, коза.

Воспитатель: - А как их можно назвать еще.

Детей: - Домашние животные.

Воспитатель: - В прошлом нашем путешествии мы знакомились с древним человеком чьим домом был шалаш. Шалаш был домом который можно было разобрать и переносить с собой на навое место жилья, как современную палатку. Древний человек был охотником и ему такой дом был нужен, чтобы переезжать с места на место где больше диких зверей на которых он охотился. Но у славян, как наши Иван и Марья появились такие друзья, как домашние животные которые давали им пищу, а еще они научились выращивать съедобные растения. Они вспахивали поля для пшеница и которой делали хлеб и выращивали на огородах овощи и фрукты в садах. Им больше не нужно было переезжать с места на место. Давайте посмотрим какие же дома они для себя строили. (воспитатель показывает картинки землянки)

Воспитатель: - Это землянка. Землянка — дом в земле, прямоугольный или округлый, с перекрытием из брёвен, засыпанных землёй. Это один из древнейших и повсюду распространённых видов тёплого жилья. Давайте внимательно рассмотрим, как устроена землянка. Само помещение землянки, где жили люди находилось под землей, двери были маленькие, чтобы впускать меньше холода, заходя в землянку нужно было спуститься вниз по- лесенке сделанной из бревна, окна были очень маленькие или их не было вовсе.

Воспитатель подносит фигурку Ивана к уху.

Воспитатель: - Кажется наш Иван хочет построить себе другой дом. (прячет фигурку Ивана) Пока он строит давайте и мы построим свои дома.

Физкультминутка. (Стихотворение И. Лопуховой «Игрушечная стройка»)

Получили мы подарки.               (дети изображают, выкладывания

Кирпичи, бруски и арки                      предметов из коробок)

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим споро,        (дети садятся на корточки, постепенно

Без цемента, без раствора                  выпрямляются, а потом встают на

Дом растет все выше, выше.               носки. Руками кладут кирпичи.

Завершается все крышей.                    Изображают руками крышу.)

Воспитатель: - Очень хорошие дома у вас получились, а что же построил наш Иван? (воспитатель достает и показывает детям макет деревянной избы)

Воспитатель: - Такой дом называется изба. Из чего она построена? 

Дети: - Из брёвен.

Воспитатель: - На Руси строили такие дома все вместе дружно всей деревней, строить помогали, такие избы строились без единого гвоздя из бревен. Строили ее топорами и говорили «Рубить избу», что означало – строить.

Воспитатель: - Ребята видели вы раньше такие избы, где?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Избы традиционный русский дом, они очень любимы русским народом, из изображение вы могли увидеть в мультфильмах, на иллюстрациях русских сказок. Давайте с вами сейчас поиграем угадайте, что за сказка изображена на иллюстрации.

Воспитатель проводит игру «Узнай сказку», показывает детям иллюстрации сказок, где есть русская изба, дети называют название сказок.

  Воспитатель: - Давайте с вами заглянем внутрь избы. (показывает картинки с убранством избы) Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

  Воспитатель: - Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

  Воспитатель: - Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. Печь называли - сердце дома.

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. В русской избе почти всё было сделано руками самих хозяев. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Столы были большие, потому что и семьи были большие: папа, мама, дедушка с бабушкой и детей человек 5.

Воспитатель: - Ребята нам пора возвращаться назад в наше время, но на память о нашем путешествии давайте возьмем с собой это избу. Чтобы попасть в назад нужно сказать волшебные слова.

Повторяйте за мною:

Раз, два, три – покружись,

В настоящем окажись.

Воспитатель: - Вот мы и вернулись в наша время. Мы с вами познакомились с русской избой, и я хочу узнать сможете ли вы отличить избу от других зданий. Давайте с вами с играем я буду показывать вам картинки домов если на картинке нарисована изба, то хлопните в ладоши.

Праводется игра.  

Подведение итогов.

Воспитатель: - Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: - И мне очень понравилось наше путешествие, и мы обязательно отправимся в прошлое еще раз, чтобы познакомится с другими домами людей прошлого.

После завершения занятия макет избы остается в группе.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo