Специалисты

Игровые технологии в работе педагога –психолога детского сада

5

ноября

2020

В современных условиях развития дошкольного образования важная роль отводится задаче воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач. В ФГОС дошкольного образования определены целевые ориентиры социально-коммуникативного развития. Они предполагают необходимость развивать воображение, фантазию, творчество, коммуникативные и жизненные навыки (умение вести диалог, отвечать на вопросы, активно действовать в мире, свободно общаться со сверстниками и со взрослыми). Одна из проблем, с которой сталкивается педагог-психолог, - это проблема успешной социализации детей.

 

Каковы же пути решения? Социально-коммуникативное развитие дошкольников невозможно без самостоятельности, поддержки детской инициативы, активности, игры. Детское творчество характеризуется гибкостью мышления, способностью оперировать новыми идеями, умением видеть вещи в новом значении. Необходимо выполнение творческих заданий, включение занимательности в содержание НОД, применение дидактических игр, то есть, все то, что заинтересует, замотивирует детей и будет развивать их социально-коммуникативную компетентность. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее. Обязательные признаки творческой деятельности - новизна, оригинальность, преобразование явлений и предметов.

 

Одна из игр в арсенале педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - «Друдлы» (слово состоит из совмещения английских слов «каракули» и «загадка»). Это черно-белые картинки-загадки, при первом взгляде на них совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Игра предназначена для групповой или индивидуальной работы, она дает пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей. Игра «Друдлы» развивает речь ребенка, стимулирует мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность детей. Она заставляет мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ с изображением на картинке. Смысл игры заключается в том, чтобы придумать как можно больше вариантов, научиться видеть необычное в обычном.

 

Ход игры с детьми средней и подготовительной группы детского сада.

 

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги то, что он захочет.

 

На другом белом листе вы черным карандашом рисуете линии, кляксы - все, что приходит в голову.

 

Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом так, чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.

Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.

 

Обратите внимание на свой рисунок: в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите, как называется рисунок, ребенок вам скажет его название.

 

Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. Вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали, удачно «вписались» в его творение. Задавайте ребенку вопросы о том, что за линии, что нарисовано, что бы он еще нарисовал?

 

Во время совместной работы и обсуждения происходит общение на тему, которая интересна и взрослому, и ребенку. Прекрасное занятие для развития коммуникативных и творческих способностей у детей.

 

В «Друдлах» можно использовать и картинки, заготовленные заранее (рис. 1).

  

 

Рисунок 1. Варианты друдлов

  

Выбрав одну картинку, ребенок должен подобрать объяснение к ней. Объяснения можно давать по очереди - тогда выигрывает тот, кто придумал свою интерпретацию картинки последним. Возможен и другой вариант, когда ребенку предоставляется серия готовых друдлов, а задача ребенка - составить рассказ или сказку, дополняя каждую карточку деталями. Получится цепь последовательных картинок.

 

Результаты:

 

Сейчас многие дети дошкольного возраста не могут самостоятельно связно и достаточно подробно рассказать о том, что они нарисовали. Затруднения вызывает и построение диалога. Ребята ограничиваются простыми односложными предложениями: «Домик, солнце, я иду с мамой...» В такой ситуации «Друдлы» оказываются очень ценными помощниками в работе педагога-психолога в детском саду. На первых этапах игры, конечно, возникают небольшие трудности: дети с непривычки видели в рисунках-друдлах лишь «полосочки, круги, треугольники…». Можно несколько раз подряд рассматривать одни и те же картинки. И с каждым разом дети видят все больше вариантов, все больше рассказывают о том, что они увидели. Многие стали предлагать развернуть картинку, чтобы получилось совсем иное изображение. Постепенно вводятся новые друдлы. И дети уже активно включались в игру.

 

Следующим этапом работы с детьми может быть рисование картин из предложенных друдлов. Детям раздают нарисованные друдлы, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате получались очень интересные картины, о которых потом беседуют (рис. 2).

  

 

 

Результаты:

 

- развитие у детей образного и логического мышления,

- расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,

- повышение интеллектуального уровня,

- развитие воображения,

- развитие коммуникативных навыков и речи в целом, так как во время рисования я говорю о том, что рисую.

 

При занятиях с ребенком в паре без общения не обойтись.

После нескольких занятий с применением друдлов ребенок-дошкольник преодолевает скованность, застенчивость, постепенно развивает логику мышления, речевую и общую инициативу.

Эта техника не имеет возрастных ограничений, помогает общению взрослых и детей, дает возможность вместе пофантазировать и посмеяться.

Давайте вместе учиться видеть необычное в обычном!

  

Литература

 

  1. Антропова Е. Интерактивная игра «Друдлы». http://www/maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-kvest-igra-razvedchiki-podgotovitelnaja-grupa.html
  2. Ломакина Е.В. Развитие творческого воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Друдлы» // Справочник педагога-психолога. 2015. №12
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Российская газета. 25.11.2013
  4. Анискина Е.А. Игровые технологии в работе педагога-психолога детского сада // Психологическая газета//

https://psy.su/feed/8656/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm_source=Психологи%0Aподписчики&utm_content=

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo