Новости
Проект «Донское казачество»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 41»
Проект
«Донское казачество»
Автор проекта:
старший воспитатель
Терлыч Е.А.
Таганрог
2017 г.
Тема: «История донского казачества как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Вид проекта: образовательный, интегрированный.
Срок реализации: краткосрочный
Участники проекта: воспитанники 5 – 6 лет, воспитатели, родители.
Цель: создание условий для приобщения старших дошкольников к культуре и традициям казачества.
Задачи проекта:
- формировать знания по истории и культуре казачества;
- создавать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков;
- прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.
Проблема: низкий уровень знания детей об истории казачества и его настоящего.
Актуальность проблемы:
В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания.
ФГОС ДО ставит цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы». Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания". Одной из основных функций указа является подготовка предложений по реализации культурных и образовательных программ в области патриотического воспитания, направленных на укрепление духовно-нравственных основ российского общества
Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к формированию представлений о традициях и быте донского казачества.
1 этап - подготовительный |
||
Сроки проведения |
Работа педагога |
|
03.04 - 16.04 |
1. Изучение нормативно – правовой базы и психолого – педагогической литературы по проблеме: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» 2. Определение цели и задач проекта 3. Изучение литературы по теме. 4. Подбор методической литературы. 5. Подготовка развивающей среды (мини-музей казачества, иллюстрации, куклы казака и казачки, изготовление д/и «одень казака», изготовление папки «сказки донских авторов», подбор песен, игр казаков). 6. Разработка системы занятий. |
|
2 этап - практический |
||
Сроки проведения |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Апрель
Май
Июнь |
Тема: «Дон, земля донская, донские казаки» Цель: донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему
Цель: рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.
П/и «Всадники» Цель: знакомить детей с новой казачьей игрой, развивать быстроту реакции. Тема: «Славен край Донской…», беседа о пословицах и поговорках Донского края. Цель: дать детям знания о значениях пословиц и поговорок.
Лепка «Пельмени, варенечки» Цель: формировать желания детей лепить с натуры, развивать мелкую моторику рук, закреплять знания воспитанников о быте казаков.
Аппликация «Казачий курень» Цель: закрепить знания детей о жилищах казаков, тренировать умения детей пользоваться ножницами, клейстером.
Д/и «Девичья краса» Цель: закрепить знания детей о названиях женской одежды казачек и ее предназначении. П/и «Голубая лента» (хороводная) Разучивание распевки
Рисование красками «Казак Григорий и казачка Аксинья» Цель: формировать знания детей о фасонах одежды казаков. Конструирование «Казачье подворье» Цель: закрепить знания детей о казачьем жилье, развивать навыки конструирования. «Писатель, который любил конфеты» Цель: знакомить детей с творчеством детского донского писателя из родного города Таганрога Василенко И.Д. «Заморыш», «Мышонок», «Артёмка в цирке», «Волшебная шкатулка», развивать умение давать оценку прочитанному и выражать свое отношение к прочитанному.
Д/и «Одень казака» Цель: закрепить знания детей об одежде казаков. Конструирование из бумаги и шерстяных ниток «Куклы - берегини» Рисование красками «Донские просторы» |
Анкетирование родителей с целью выявления Помощь родителей в создании мини-музея «Казачий быт» (скатерть, рушник, глиняный кувшин, самовар, фарфоровая посуда и т.д.)
Пошив костюмов казака и казачки Помощь в изготовлении д/и «Одень казака»
|
3 этап - заключительный |
||
|
Достопримечательности Донского края: туристический маршрут «Серебряная подкова Дона», музеи, легенды «Остров любви», «Вешенский дуб». Коллективная работа «Казачье подворье» Материал: ватман, краски, клейстер, цветная бумага, солома, горох, трава, манная крупа, пшено. Итоговое мероприятие «Казачьи посиделки» Цель: на основе полученных знаний закрепить знания детей о жизни казаков. |
|
Список использованной литературы:
- Агуреева Т.И., Баландина Л.А., Цветкова Г.Ю. «Казачий костюм», учебно – методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г.
- Астапенко М.П. «Донские казаки 1550-1920».
- «Большой толковый словарь Донского казачества» Автор: коллектив авторов.Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003