Группы

Ранний возраст: Игры, развивающие познавательную активность

19

января

2021

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно в пределах возможностей ребенка). Одно из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

  1. Быть новыми и неопределенными. Незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.
  2. Объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. Заметим: как слишком простые, таки и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.
  3. Противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка, подвижная крышка типа пенала, коробочка из – под духов.